ru ua en de
Основные конфессии Одесской области

Храмовые святыни Одещины

Одной из форм познавательного туризма является религиозный туризм, предполагающий ознакомление туристов с историей святых мест, религиозных святынь и архитектурой культовых сооружений.

Согласие между всеми этносами и культурами, конфессиями и верованиями нашего многонационального края является залогом развития религиозного (паломнического) туризма.

Главенствующая роль в этом виде туризма отведена г. Одессе, поскольку здесь сосредоточено большое количество культовых объектов интересующих представителей разных вероисповеданий.

Прежде всего это: Спасо-Преображенский

В августе 1794 года состоялось торжественное освящение города Одессы, во время которого на Соборной площади было освящено место строительства церкви в честь Николая Чудотворца, а в 1795 году был заложен первый камень.

Эта церковь и стала основой будущего Одесского Кафедрального Спасо-Преображенского собора. Сооружение церкви по проекту инженера В.Вонрезанта планировалось закончить в 1797 году, но торжественное освящение церкви состоялось только 25 мая 1809 года. После освящения церкви она и получила свое окончательное название - Спасо-Преображенская. Главный престол соборной церкви был освящен в честь Преображения Господня, правый - во имя Святого Николая и левый - во имя Святого Спиридона.

В 1825 году был утвержден проект колокольни, разработанный Д.Фраполли. Колокольня разместилась к западу от церкви. Строительство колокольни было завершено в 1837 году.

Учитывая то, что Одесса в 1837 году стала епархиальным центром, Спасо-Преображенский собор стал кафедральным. Возникла потребность в его расширении.

По заказу архиепископа Гавриила в 1841 году архитектор Д.Гейденрейх разработал проект трапезной части, объеденившей колокольню и старую церковь. Частичные реконструкции собора проводились в период 70-80-х годов Х1Х века, а в 1894 году был осуществленный капитальный ремонт собора.

Внутренний вид собора был прекрасен. Первое, что поражало при входе в храм - большое количество света и пространство. Колонны в интерьере в ордере Коринфа были облицованы искусственным мрамором белого цвета. Пол выложен из плит белого мрамора. Иконостас – из серовато-белого полированного мрамора. После реконструкции 1903 года Спасо-Преображенский кафедральный собор стал одним из наибольших храмов Российской империи и вмещал до 9 тысяч человек. Его размеры в плане составляли 90х45 метров, а высота колокольни - 72 метра.

Главной святыней собора была чудодейственная икона Касперовской Божьей Матери, которая доставлялась ежегодно в Одессу из села Касперовка 25 сентября и оставалась в соборе до праздника Святой Пасхи.

В Спасо-Преображенском соборе были похороненны архиепископы Иннокентий (в 1857 г.), Иоанникий (в 1877 г.), Дмитрий (в 1883 г.), Никанор (в 1890 г.). В соборе находилась могила светлейшего князя М.С.Воронцова и его жены. Собор всегда был главным храмом не только для Одессы, но и для Херсонской и Таврической епархий (современных Одесских, Николаевской, Херсонской, Запорожской областей и Автономной Республики Крым).

В 1936 году собор был полностью разрушен. Из его каменных остатков построили школу.

С 1993 года началось возрождение Свято-Преображенского собора. В 2005 году был освящен нижний храм в честь святителя Иннокентия Одесского, а в 2008 году на колокольню собора были установленные новые колокола, отлитые на пожертвования одесситов.

В 1795 году была заложена Свято-Троицкая церковь митрополитом Катеринославским и Таврическим Гавриилом (Банулеско-Бодони). Сначала это была деревянная церковь, а 29 июня 1804 года состоялась торжественная закладка каменного храма. Храм был построен по проекту архитектора Ф.Фраполли. Первым настоятелем храма Свято-Троицкого (греческого) был протоиерей Иоанн Родесу. В начале XIX века греческая церковь Святой Троицы была духовным центром греков-патриотов. Восстание, начавшееся в 1821 году привело к тому, что турецкая власть казнила вселенского Константинопольского патриарха Григория V, боясь его влияния на восставших греков. Выброшенное в море тело патриарха нашли русские моряки и привезли его в Одессу. Останки мученика патриарха были захоронены в Свято-Троицкий церкви. Кроме того, в храме и вблизи него были похоронены греческие архиереи, которые умерли в разное время. В мае 1907 года у восточной стены храма в специальной пристройке был похоронен благотворитель и общественный деятель, один из выдающихся членов греческого общества, почетный гражданин города Одессы Григорий Григорьевич Маразли. В 1900-1908 годах храм реконструирован под руководством архитектора А.Тодорова.

В период большевистского гонения на Церковь храм был закрыт, помещения его преобразованы в спортзал, разграбленны многочисленные захоронения.

После Великой Отечественной войны начинается новый этап в истории Свято-Троицкого (греческого) храма. В 1954 году при Свято-Троицком (греческом) храме было создано подворье Александрийского патриарха в Русской православной церкви. Согластно утвержденного положения, богослужения осуществлялись греческим и церковно-славянским языками, а все экзархи были гражданами Греции.

Подворье Александрийской православной церкви просуществовал до 1 апреля 1999 года, после чего было перенесено с Одессы в Москву, а Свято-Троицкой церкви возвращен статус городского храма Одесской епархии Украинской православной церкви.

Евангельско-Лютеранская Церковь Святого Павла (кирха) Фундамент немецкой лютеранской церкви (Собор св. Павла) был заложен в апреле 1824 года. Это был первый большой проект знаменитого архитектора Франца Боффо (автор проектов Воронцовского дворца и Потемкинской лестницы в г. Одессе).

Здание было простой, но величественной архитектуры, в классическом стиле, церковь располагалась на самой возвышенной точке городского плато. Квартал, где она находилась, значился на городском плане в 1828 году, как Немецкая площадь.

В связи с увеличением численности немецкой общины в 1895-1897 г.г. церковь была перестроена по проекту известного немецкого архитектора Шойрембрандта. Новая церковь имела ярко выраженные черты романского и готического стилей, и была значительно большей. Она была третьей по величине лютеранской церковью в Российской империи.

Особенной красотой архитектурной композиции и декора отличался северо-восточный фасад, решенный в виде трехбашенной пирамиды. Общая сумма расходов на возведение церкви составила тогда 110.000 рублей.

Еще с тех времен местное население называет Собор св. Павла немецким словом "кирха" (от немец. – церковь).

В 1937 году церковь была закрыта и подлежала сносу. Но одесситам удалось отстоять здание и долгое время она использовалась не по назначению.

Во время пожара в 1976 году была уничтоженная крыша церкви и вся алтарная часть.

Немецкая община Одессы, которая возобновила свое существование в 1990 году, вернула в собственность руины церкви и передала их Немецкой евангельско-лютеранской церкви Украины (НЕЛЦУ).

Именно НЕЛЦУ инициировала возрождение Собора и начала сбор средств среди общественных организаций, государственных учреждений и частных лиц Германии.

И вот, 17 апреля 2010 года было освящено и открыто для прихожан восстановленный из руин евангельско-лютеранский собор Святого Павла - главный кафедральный собор Немецкой евангельско-лютеранской церкви Украины.

Кроме возобновления собора архитектурный комплекс дополнен современным зданием – Немецким центром св. Павла.

На месте уничтоженного органа, на котором играл Теофил Рихтер, отец известного пианиста Святослава Рихтера, в церкви установлен новый орган – пожертвование церковной общины города Нюрнберга.

Новый Собор и Центр св. Павла стали не только духовной ячейкой немецкого общества, но и важным культурным центром Одессы, поскольку в них проводят концерты органной музыки с участием, как украинских, так и немецких музыкантов, а также разнообразные выставки.

, Евангельская Реформаторская Пресвитерианская Церковь, Главная синагога г. Одессы Вскоре, после основания города в 1798 году началось строительство одной из первых синагог города. В 1855 году здание на углу Еврейской и Ришельевской улиц было перестроено, синагога стала большой и светлой. Это одно из немногих монументальных зданий Одессы, спроектированное архитектором Ф. Моранди, которое построено только из камня – ракушечника (фундамент, стены, колонны, своды). Еврейская община в молодом черноморском городе окончательно оформилась в 1809 г., когда одесские евреи пригласили из Бендер первого раввина Ицхока Рабиновича. Главная синагога была освящена 10 сентября 1859 года. После установления Советской власти Главная синагога была закрыта одной из первых. И когда наступили новые, демократические времена 14-15 сентября 1996 г., в дни еврейского нового года, в Главной синагоге состоялась первая служба после семидесятилетнего перерыва. В октябре 1996 г. здание Главной синагоги по улице Еврейской, 25 было, наконец, возвращено иудейской религиозной общине.

Римско-католический собор святого Павла Римско-католический собор святого Павла (французская церковь) является бесспорным украшением Гаванной улицы. Построен собор по проекту архитектора Вассала в 1913 году на месте дома №5. Костелу посчастливилось быть действующим во все времена.

Огромный познавательный потенциал несут культовые объекты г. Белгород-Днестровского к которым можно отнести:

- церковь Иоана Предтечи (греческая) построенную греками-переселенцами в 14 веке, что подтверждает планирование церкви, характерное для Болгарии и Молдавии XIII-XIV веков, а также создание в 1347 году православной епархии в г. Белгород - Днестровском, оживление церковной жизни и православного строительства в это время. Далее…

Обстоятельная перестройка церкви была проведена в период 1812-1855 г.г., после освобождения города Белгород - Днестровского от турецкого ига. В XV веке церковь была разрушена, а в XVI веке, во времена турецкого владычества, была восстановлена и немного увеличена в западном направлении. В начале XIX в. пристроена колокольня.

В церкви сохранилась монументальная композиционная живопись на штукатурке стен, на маршах и перекрытии над нефом, в абсидеи - "Тайная вечеря".

- подземную церковь Иоанна Сочавского - сооруженную над источником, на месте, где по легенде в 14 веке принял мученическую смерть торговавший в Аккермане православный купец Иоанн из турецкого города Трапезунда отказавшись принять магометанскую веру. На могиле Иоанна была построена часовня в честь Святого велекомученика Иоанна Сочавского, а вода из источника, к которому по преданию приходил и брал воду Иоанн, считается целебной и за ней сегодня приезжает множество паломников.

- Свято-Георгиевскую церковь (болгарская) построенную в 1840 г. по заказу болгарской общины города г. Белгород-Днестровского. Далее .. В 1813 году общество Аккерманских болгар обратилось к бессарабскому губернатору Струдзе с просьбой дать разрешение на строительство в Аккермане церкви во имя святого великомученика Димитрия на средства от пожертвований. Временная церковь была открыта в перестроенном новом нежилом доме в честь святого Георгия, освящена 29 июля 1816 года и просуществовала до 25 октября 1838 года.

В 1840 году на этом же месте была построенная новая Болгарская церковь по проекту архитектора Заушкевича. Церковный двор был огражден каменным ограждением, внутри разделенный на четыре части. В середине двора стоял сам храм. В северо-западном углу находился церковный дом, а в северо-западной части - кладбище, на котором хоронили служителей церкви, знатных и достойных людей. С 1934 года хоронить на кладбище перестали, а в 1949 году церковь закрыли.

Полное восстановление храма силами прихожан осуществлялось с 1990 по 1995 год.

В 1962 году в церкви были обнаруженные захоронения князей Волконских. На могильной плите высечен текст: "Жена фельдмаршала, светлейшая княгиня Софья Григорьевна Волконская... светлейший князь Григорий Петрович Волконский... светлейшая княгиня Лидия Александровна Волконская...".

София Григорьевна Волконская (1785-1868) – дочь губернатора Оренбурга, князя Григория Семеновича Волконского, вышла замуж за дальнего родственника Петра Михайловича Волконского, получила орден святой Екатерины, в 1832 году - возведена в статсдами. Согласно собственного завещания была похоронена в Семеновке (Сеймены), а затем в городе Белгород-Днестровском.

Григорий Петрович Волконский – ее сын, был похоронен в Сейменах (1882 г.), а затем жена перезахоронила его в Белгород-Днестровском. Лидия Александровна – его жена, по собственному завещанию, похоронена рядом с мужем.

София Григорьевна и Лидия Александровна сделали наибольшие пожертвования для процветания Болгарской церкви. Лидия Александровна пожертвовала для церкви около полмиллиона рублей (2 иконы, лампаду, серебряные кресты плюс 12500 рублей наличностью). София Григорьевна подарила настоятелю церкви большой бриллиант.

- Свято-Вознесенский собор, сооруженный в 1832 году для прихожан православного вероисповедания.

Ценным культурно-историческим объектом является церковь Успения Пресвятой Богородицы (армянская) сохранившаяся со времён средневековья, когда в Белгород-Днестровским проживала большая армянская община.

Храм имеет приземистую форму, поскольку мусульманские власти запрещали строить христианские церкви выше мечетей.

В течение столетий Армянская церковь неоднократно перестраивалось и расширялась.

На стенах сохранились старинные росписи и средневековые мраморные плиты (хачкары) с высеченными надписями, самая ранняя из которых датируется X-м в. Армянская церковь была действующей до 1940 года. Сейчас является базой археологической экспедиции. На прилегающей к церкви территории находится сарматский склеп III в. н.э., сложенный из каменных плит.

Особый интерес представляют храмы районов украинского Придунавья.

В г. Килие – это полуподземная Николаевская церковь (ХІІІ-ХVІІ). Строили ее во времена турецкого владычества и по полегенде, местным жителям не запретили строительство храма, но выдвинули условие - храм не должен был превосходить по высоте янычара сидящего на коне. И жители Килии нашли выход: они «увели» церковь глубоко под землю. Начиная с церковного порога, вниз, в подземелье ведут ступени, где и располагается молельня с иконостасом.

В Килие находится и наибольший старообрядческий храм Одесской области - Старообрядческая Покровская церковь (1836 года).

В г. Вилково представляют интерес православная Свято - Николаевская церковь (1899-1903 г.г.)

Сначала первой обителью православных в Вилково была маленькая церковь Покровская из лозняка, камыша, глины и ила. Она была расположена на берегу Дуная. В 1818 году был заложен каменный фундамент для новой православной церкви. На прежнем месте приблизительно в 1824 году появилась деревянная часовня...

Новую церковь открыли в 1825 году на праздник Николая Чудотворца (весеннего). Эта церковь имела колокольню и колокола. В 1867 году церковь перестраивалась. В 1882 году построили и кирпичную колокольню.

Следующий этап перестройки начался в 1899 году. Строительство велось, в основном, на средства прихожан. Люди преклонных лет рассказывали, что в ограждении, рядом с высоким тополем, был установлен столб с перекладиной, на которой висел большой колокол. В него звонили что бы собрать людей на разгрузку кирпича, который везли баркасами по Дунаю. От реки и до места строительства люди стояли цепью, передавая кирпич друг другу.

Нововозведенную церковь освятили в октябре 1902 года. Во время праздника местные купцы, во главе со старостой города подарили храму иконы, привезенные из Киева, Иерусалима, Константинополя и святынь Афонских. На некоторых иконах храма до сих пор сохранились надписи, которые подтверждают их приобретение на Афоне. Утверждают, что плащаницу храма подарил румынский король Фердинанд посетивший Вилково.Искусное переплетение идей барокко и модерна, иконостас, созданный не без влияния большого мастера Фаберже, делают храм произведением искусства. Это будто дорогой подарок, преподнесенный Богом людям, а его возвышенная духовность подкреплена земной красотой.

,Старообрядческий храм Св. Николая - Чудотворца расположенный на о. Калимбейка.

В соответствии с актом губернского архитектора Серацинского от 6 мая 1913 года старообрядческий храм был окончательно построен согласно утвержденного проекта и с того времени разрешено проведение в нем Богослужений.

Здание Церкви отвечает старорусским канонам: возведенная в форме корабля – большинство старообрядческих храмов строились именно так - это древний символ: церковь-корабль, плывущая по бурному морю житейскому. Удачная и расцветка храма: его светло и темно голубой цвета на фоне неба создают эффект парения.

Внутреннее убранство сурово отвечает старообрядческим традициям. Интересны прежде всего иконы – они создавались и создаются по канону, существовавшему до 17 века. Давно стали редкостью многофигурные композиции с изображением сразу нескольких событий на плоскости одной иконы, такие как здешние "Страшный суд", "Сотворение мира". Четкостью линий поражает иконостас, стоимость которого в 1913 году составила 7 тысяч рублей. Его основная цветовая гамма золотисто-коричневая; при множестве зажженных свеч он мерцает и светится.

,старообрядческая Церковь Рождества пресвятой Богородицы построенная в 1850 году. Колокольня этого храма много лет служила ориентиром для захода судов в устье Дуная и была нанесена на все лоцманские карты.

В г. Измаиле - Кафедральный Собор Покрова Пресвятой Богородицы, а в г. Болграде – Спасо-Преображенский собор, построенный в 1838 году по проекту знаменитого архитектора М.Мельникова - ректора Российской академии искусств и одного из авторов проекта Исакиевкого собора в Санкт-Петербурге. Далее…Идея сооружения собора возникла среди болгар во время основания города. Строительство собора обошлось болгарским переселенцам в 750 тыс. рублей ассигнациями. Интересен тот факт, что Российское правительство на строительство храма не выделило ни одного рубля, лишь после его завершения - император Николай І подарил кафедральному собору 12 колоколов разного звучания. Царь подарил и главный колокол на колокольню храма.Увенчанный куполом собор, высота которого более пятидесяти метров, был задуман как высотный ориентир Болграда и его околиц. Крестообразный план строения принимает участие в композиции целого ансамбля города. Архитектурная ясность Преображенского собора, простота и целостность объемного здания, сдержанность декоративной отделки, тонкое чувство пропорций свидетельствуют о том, что его строителем был архитектор с большим талантом.

Преображенский собор Болграда - одно из выдающихся творений А.И. Мельникова, дошедшее до нас в законченном и неизменном виде.

Еще одним культовым историческим сооружением в Болграде является церковь Святителя Митрофана на городском кладбище, иногда ее называют мавзолеем И.М. Изова (1768-1845) – опекуна поселенцев Бессарабии, похороненного в этом храме. Далеее…

Поводом для строительства церкви Святителя Митрофана явилось желание генерала Ивана Никитьевича Инзова, разбитого параличом, помолиться в Воронеже у мощей Святителя Митрофана. Решаясь на дальнюю дорогу, больной Инзов призвал в Одессу из Болграда руководителей старшин болгарских колоний, чтобы попрощаться с ними. Они воспользовались этим для того, чтобы выхлопотать разрешение на сооружение церкви Святителя Митрофана в Болграде. Такое разрешение они получили, но для начала строительства необходимо было еще и решение духовных властей.

Разрешение Духовной консистории на строительство церкви было получено 25 мая 1840 года. С этого момента и начался процесс строительства.

Для строительства использовались материалы, которые остались после сооружения Свято – Преображенского собора в г. Болграде.

Строительство длилось более трех лет и было завершено до конца 1843 года. До 13 марта 1844 года церковь во имя Святителя Митрофана была полностью подготовлена к освящению. В начисто выбеленной церкве установили деревянный, украшенный золотой резьбой иконостас, в котором разместили иконы в резных золоченых рамках.

И наконец, 3 апреля 1844 года церковь была освящена и начала действовать.

Спустя год, 27 мая 1845 года на 77-ом году жизни, умер в Одессе боевой генерал, государственный деятель и опекун болгарских колонистов И.Н. Инзов. Он был похоронен в соответствии с рангом, но без особенной помпезности.

Узнав о смерти своего благодетеля, старейшины всех болгарских колоний, помня о его завещании и желая "сохранить навсегда память", 1 апреля 1846 года подали прошение властям о разрешении перевезти прах покойного из г. Одессы на болградское кладбище, где для этой цели была построенная усыпальница. Под усыпальницу колонисты предложили использовать церковь Святителя Митрофана.

В настоящее время церковь Святителя Митрофана также называют мавзолеем Инзова.

Затребованными являются маршруты в программы которых включено посещение церкви Николая Чудотворца расположенной в с. Кулевча Саратского района. Сюда стекается православный люд что бы посмотреть на уникальную икону Казанской Божьей Матери. Положенные под киот этой иконы весной, в период пасхальных праздников, живые белые лилии полностью засохнув оживают к середине июня - к одному из главных христианских праздников - Дню святой Троицы. При этом остается загадкой как, при отсутствии почвы и влаги, засохшие стебли пускаю побеги и дают цветение. Прихожане этого храма считают икону с лилиями чудотворной и оставляют возле образа сотни записок с просьбами и мольбами к Божьей Матери.

Интересными для посещения туристами в рамках познавательных туров религиозной направленности являются культовые сооружения расположенные в г. Балте – это Успенский собор, костел св. Станислава построенный в 1765 году, Свято-Покровский Феодосийский мужской монастырь, основателем которого является священник Феодосий Нестерович Левицкий и храм св. Иоанна Богослова в с. Покровка Любашевского района, а также множество культовых сооружений, расположенных на территории других населенных пунктов области.
РАЗМЕЩЕНИЕ

Отрада
Туризм и путешествия Туризм и путешествия
В период с 29 по 30 сентября 2015 в г. Туркменбаши (Туркменистан) планируется проведение ежегодной Международной выставки и туристической конференции «Туризм и путешествия», которые состоятся в Национальной туристической зоне «Аваза».
Отдыхай активно! Отдыхай активно!
В период с 18 по 20 сентября 2015 при содействии Николаевской областной государственной администрации в районе скального массива р. Южный Буг м. Южноукраинск состоится туристический фестиваль «Отдыхай активно!».
День города Одесса День города Одесса
26 августа 2015 г. - 6 сентября 2015 г. В 2015 году Одесса отпразднует 600-летие со дня своего основания - от момента первого упоминания в документах крепости Качибей (Хаджибей). Торжества продлятся в течение недели.