ru ua en de

Храмы Украинского Придунавья

Этническое разнообразие Украинского Придунавья сформировало богатое культурно-историческое наследие, важное место в котором занимают уникальные культовые сооружения различных религиозных конфессий и общин.
 
 
Особый интерес, в этом контексте представляют храмы Килийского района. В городе Килие - это полуподземная Свято-Николаевская церковь (XIII-XVII вв.), памятник архитектуры национального значения. Строили ее во времена турецкого владычества. По легенде, местным жителям не запретили строительство храма, но выдвинули условие: храм не должен был быть выше острия копья янычара, сидящего на коне. И жители Килии нашли выход, «заведя» церковь глубоко под землю.
 
Вход в храм был обустроен небольшими мраморными плитами, которые «достались в наследство» от предыдущего храма, который стоял на этом месте и был разрушен в 1484 году войсками султана Баязида II.
 
 
Чтобы войти в церковь, надо было от двери притвора спуститься по двенадцати ступенькам вниз. И вот тут происходило чудо. Когда стоишь на верхней ступеньке, церковный зал кажется маленьким и скромным; но стоит сойти вниз, как помещение всего 16 м в длину и 6 м в ширину превращается в просторный, величественный, как и полагается Дому Божьему храм.
 
В период русско-турецкой войны 1806-1812 годов для Свято-Николаевской церкви был написан на дереве новый четырехъярусный главный иконостас. В 1896 году храм был заново освящен - к нему пристроили новый просторный притвор с нынешней колокольней. Храм в разные времена посещали российские императоры Александр I, Николай I, гетман Мазепа и другие известные личности.
 

В Килие находится и наибольший старообрядческий храм Одесской области - Покровская церковь, возведенная в 1836 году.

Вокруг церкви со временем стал формироваться старообрядческий центр Килии. В 1929-1930 годах была построена новая колокольня высотой 51 м и несколько увеличены размеры самого храма.
 

Популярными объектами туристических посещений в рамках культурно-познавательных и религиозных туристско-экскурсионных маршрутов являются храмы, расположенные в городе Вилково Килийского района.
 
Интересен историей своего возведения старообрядческий храм Рождества Пресвятой Богородицы, расположенный в центре города.
 
Около 1830 года была построена деревянная часовня во имя Покрова Пресвятой Богородицы, которая горела и восстанавливалась несколько раз. В конце концов, был собран сход вилковчан, на котором решили возводить церковь капитальную.
 
Строительство храма завершили к середине XIX века. Его колокольня много лет служила ориентиром для судов при заходе в устье Дуная и была нанесена на все лоцманские карты. В советские времена церковь не действовала, а ее помещение использовалось не по назначению.
 
В 1963 году храм Рождества Пресвятой Богородицы был внесен в перечень памятников архитектуры национального значения. Восстановление его началось в 1990-е годы на средства добровольных пожертвований. 
 
Храм был вновь открыт 12 сентября 1993 года, а с 21 сентября 1993 года  в нем начато постоянное служение.
 
Здание Свято-Николаевской старообрядческой церкви было возведено в конце XIX века и в соответствии с древнерусскими канонами имеет форму корабля.


Большинство старообрядческих храмов строилось именно так, это древний символ - церковь-корабль, плывущий по бурному морю житейскому. Удачной является и окраска храма: его светло и темно-голубой цвета на фоне неба создают эффект парения.
 
Внутреннее убранство храма также строго соответствует древним традициям. Интересны прежде всего иконы - они создавались и создаются по канону, действовавшему до XVII века. Давно стали редкостью многофигурные композиции с изображением сразу нескольких событий на плоскости одной иконы, такие как местные «Страшный суд», «Сотворение мира». Четкостью линий поражает иконостас, стоимость которого в 1913 году составляла 7000 рублей. Его главная цветовая гамма золотисто-коричневая; от пламени свечей он мерцает и светится.
 
В отличие от аскетичной храмовой архитектуры старообрядцев, фасад и все детали Свято-Николаевской православной церкви соответствовали новым веяниям, присущим архитектуре рубежа XIX-XX веков. Церковь разрушали и перестраивали несколько раз, последний раз - в начале XX века.
 
Мастерское сочетание идей барокко и модерна, иконостас, созданный не без влияния великого мастера Фаберже, делают Свято-Николаевскую церковь произведением искусства. Строили главным образом на средства прихожан. Старожилы рассказывали, что в ограде, наряду с высоким тополем, был установлен столб с перекладиной, на которой висел большой колокол. В него звонили, когда надо было собрать людей на разгрузку кирпича, который везли на баркасах по Дунаю. От реки и к месту строительства люди стояли «цепочкой», передавая кирпичи из рук в руки. День освящения храма стал праздником. Как водится, он заканчивался обедом, во время которого собирали пожертвования на приобретение икон и церковной утвари. На некоторых иконах храма сохранились надписи, подтверждающие их приобретение на Афоне. Утверждают, что Плащаницу подарил храму румынский король Фердинанд во время посещения города, а Престол приобрели местные купцы Зарзар и Стамати. Храм украшают паникадила и 12 красивых медных подсвечников, изготовленные в 1902 году.
 
 
Непревзойденными являются и храмы города Измаил. В центре города величественно возвышается Свято-Покровский кафедральный собор, построенный в первой половине XIX века.


По версии историков, авторство архитектурного проекта храма принадлежит известному архитектору А.И. Мельникову - ректору Российской академии искусств, одному из авторов проекта Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
   
Собор строился на деньги прихожан и пожертвования купцов. Граф Михаил Семенович Воронцов также пожертвовал на святое дело значительные средства. Российский император Александр I вложил в строительство храма 12000 рублей, а его престолонаследник Николай I предоставил для отлива колоколов часть трофейных пушек, взятых в войне с турками 1828-1829 годов. Первые колокола для храма отлиты в 1833 и 1835 годах, а всего было отлито 11 колоколов. Главный из них весит 650 пудов (почти 11 тонн!) и является одним из наибольших в Украине.
 
Настенные росписи собора, сохранившиеся до наших дней, выполнил талантливый мастер церковной живописи П.А. Пискарев, который принадлежал к школе выдающегося живописца В.М. Васнецова. Центральное место в храме занимают несколько сюжетов по эскизам В.М. Васнецова: образ Богоматери в центральной апсиде, а также образы равноапостольной княгини Ольги и равноапостольного князя Владимира-Крестителя.
 
В последний раз Свято-Покровский собор ремонтировался и расписывался в 1931 году, в связи с подготовкой празднования столетнего юбилея. В 2004-2006 годах здесь проведены фундаментальные реставрационные работы.
   
На территории бывшей крепости Измаил расположено здание Свято-Николаевской церквиЕе история связана с Николаевским монастырем, который был основан святогорскими монахами и принадлежал Афонскому Каракальскому монастырю.

В 1852 году на территории монастыря была построена новая величественная церковь в русско-византийском стиле.
 
В 1912 году был проведен капитальный ремонт здания и отреставрированы фрески. Вокруг нее установили беломраморные плиты с выбитыми на них именами героев штурма крепости Измаил.

В таком виде храм простоял почти 100 лет - до 1946 года, когда по решению властей монастырь и Свято-Николаевская церковь были закрыты.
  
Неподалеку от Николаевской церкви расположена Свято-Успенская церковь. Она принадлежала Успенскому мужскому монастырю, основанному монахами Вознесенского монастыря. Первая, 
деревянная Свято-Успенская церковь была возведена в 1643 году. Она неоднократно подвергалась пожарам и разрушениям; но самые трагические события у стен этого храма произошли в декабре 1790 года, во время штурма крепости Измаил. Тогда, около тысячи татар во главе с потомком Чингисхана Максуд-Гиреем закрылись в Успенском монастыре и оказывали жесткое сопротивление, но русским войскам удалось выломать ворота монастыря и после жестокой сечи заставить татар сдаться.
 
Монастырь и Свято-Успенская церковь сильно пострадали после этих событий, в связи с чем была построена и освящена в 1841 году новая церковь. В конце XIX века к западу от нее были построены каменные кельи.
  
В советское время здания Свято-Николаевской и Свято-Успенской церквей обветшали: был потерян первоначальный вид фасадов и интерьеров, настенных росписей. С целью сохранения этих культовых сооружений они были внесены в список памятников архитектуры общегосударственного значения.
 
Восстановление этих памятников истории и архитектуры началось в 90-е годы ХХ века, а в 2002 году приходы Свято-Николаевской и Свято-Успенской церквей были обращены в Свято-Николаевский мужской монастырь Одесской епархии Украинской православной церкви. В разрушенную обитель вновь вернулась монашеская братия; и вскоре, в марте 2004 года, в Свято-Николаевском монастыре был осуществлен монашеский постриг.
 
Для католической общины Измаила в первой половине XIX века был построен римско-католический костел Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Во второй половине того же века были построены помещения для жилья священнослужителей и хозяйственные постройки. При храме работала приходская школа.
В начале 40-х годов ХХ века по решению властей костел закрыли, а здание использовали не по назначению вплоть до 1995 года.
 
В октябре 1996 года здание храма было передано католической общине Измаила. С этого времени начался капитальный ремонт костела. Прежде всего, укрепили фундамент и стены святыни, заменили крышу и окна. Бывший плоский потолок заменили куполом и построили пять небольших башен, выполняющих декоративные функции. Были проведены работы по восстановлению колокольни - типичной для римско-католических храмов детали. Строительство башни закончили в 2006 году, верхушку украсили шпилем из оцинкованного металла, увенчанным католическим крестом.
 
Старообрядческая община в Измаиле начала формироваться в 1811 году, когда сюда переселились первые представители старой веры. Их называли липованами, поскольку, по легенде, своих единоверцев они узнавали по особым иконам, написанным на липовых дощечках.
 
Со временем количество староверов увеличивалось, что требовало строительства новогокаменного храма вместо существующего на то время деревянного. В связи с этим, в 1833 году в Измаиле была построена и освящена Свято-Никольская церковь.

В храме - многоярусный высокий иконостас со старинными образами, созданными лучшими иконописцами России.
 
В 1899 году здание было реконструировано, а в 1904-м – обновлен иконостас. Этому храму повезло - он был действующим всегда, действует Свято-Никольская старообрядческая церковь и по сей день.
 

По проекту выдающегося архитектора А.И. Мельникова в 1838 году было построено еще одно культовое сооружение Одесской области - Спасо-Преображенский собор в городе Болград.
 

Идея сооружения собора возникла у болгарских переселенцев в период основания города и обошлась им в 750 тысяч рублей ассигнациями. Российское правительство на строительство храма средств не выделило, однако после его завершения император Николай I подарил собору 12 колоколов разного звучания, в том числе и главный колокол на колокольню.
 
Увенчанный куполом, крестообразный в плане трехпрестольный Спасо-Преображенский собор, высота которого превышает 50 м, был задуман как высотный ориентир Болграда и его окрестностей. Сейчас он является жемчужиной всего архитектурного ансамбля города. Простота и целостность объемов строения, сдержанность декоративной отделки, тонкое чувство пропорций свидетельствуют о большом таланте архитектора.
 
Еще одним историческим культовым сооружением Болграда является Митрофановская церковь на городском кладбище, которую еще называют Мавзолеем И.М. Инзова - опекуна поселенцев Бессарабии, боевого генерала, государственного деятеля, похороненного в этом храме.

Формальным поводом для строительства стало то, что Иван Никитович Инзов, разбитый параличом, изъявил желание помолиться в Воронеже у мощей Святителя Митрофана. Перед отъездом он созвал в Одессу старейшин болгарских колоний, чтобы попрощаться, а болгары воспользовались моментом, чтобы выхлопотать разрешение на строительство в Болграде церкви во имя Святителя Митрофана Воронежского. Но необходимо было еще и разрешение Духовной консистории на строительство церкви, которое поступило 25 мая 1840 года.
 
Строительство Митрофановской церкви продолжалось более трех лет, и наконец 3 апреля 1844 года она была освящена и начала действовать. А спустя год, 27 мая 1845 года, умер в Одессе И.М. Инзов. Узнав о смерти своего благодетеля, старейшины всех болгарских колоний обратились к властям с просьбой разрешить перевезти прах покойного в Болград и перезахоронить в церкви святителя Митрофана Воронежского.
 
Сегодня Свято-Преображенский собор и Митрофановская церковь (Мавзолей И.М. Инзова) в Болграде являются памятниками архитектуры национального значения.
 
 
Своеобразным духовным маяком, к которому направляются верующие, чтобы в молитве и церковных таинствах получить духовное и телесное исцеление, является Спасо-Преображенский женский монастырь, расположенный недалеко от села Борисовка Татарбунарского района. Эта святая обитель ведет свою летопись с 1905 года. По преданию, она возведена на месте, которое было указано благочестивому жителю села Марину Сазону самой Божьей Матерью - у источника на берегу озера Сасык. Он стал не только основателем и старостой монастыря, но и летописцем первых десяти лет становления обители. Кстати, изначально монастырь был основан как мужской, но с началом Первой мировой войны большинство монахов ушли на фронт,  в обители остались только старики и немощные.
 
После 1917 года монастырь был преобразован в женский. Многое за более чем вековую историю увидели его стены. В 40-е годы ХХ века монастырь несколько раз закрывали, здесь действовал приют, а с 1950-го в течение долгих 35 лет в обители работала здравница для детей больных туберкулезом. Монашеская жизнь в монастыре возобновилось в 1991 году.
 
Сегодня паломников утешают возрожденные купола Свято-Преображенского и Свято-Покровского соборов, обустроенные новые корпуса обители и благоустроенная прилегающая территория.
 
Духовной благодатью наполняет всех страждущих вода из глубокого колодца, который наполняется из источника, указанного Марину Сазону Божьей Матерью. Все с молитвой и верой пьют и омываются водой из колодца, получают исцеление от душевных и телесных недугов. Целебную силу воды почитают не только местные жители, но и многочисленные паломники, приезжающие в этот удивительный живописный уголок нашего края, где все дышит любовью к Богу и людям. И хотя в монастыре не ведут летопись чудесных исцелений, паломники, разъезжая по разным уголкам мира, как голуби, несут благие вести о возрожденной обители и целебной силе здешней воды.
 
РАЗМЕЩЕНИЕ

Гетьман
Туризм и путешествия Туризм и путешествия
В период с 29 по 30 сентября 2015 в г. Туркменбаши (Туркменистан) планируется проведение ежегодной Международной выставки и туристической конференции «Туризм и путешествия», которые состоятся в Национальной туристической зоне «Аваза».
Отдыхай активно! Отдыхай активно!
В период с 18 по 20 сентября 2015 при содействии Николаевской областной государственной администрации в районе скального массива р. Южный Буг м. Южноукраинск состоится туристический фестиваль «Отдыхай активно!».
День города Одесса День города Одесса
26 августа 2015 г. - 6 сентября 2015 г. В 2015 году Одесса отпразднует 600-летие со дня своего основания - от момента первого упоминания в документах крепости Качибей (Хаджибей). Торжества продлятся в течение недели.