ru ua en de

Вилково - поселение Липованское


Этот туристическо-экскурсионный маршрут ознакомит Вас с тихим южным плавневым городком Вилково, историей его возникновения и людьми, которые впервые поселись на этих землях, а также с основными храмами города.

Программой маршрута предусмотрена водная прогулка на катере по Дунаю с остановкой на стоянке "Зеленый угол" где туристам обязательно предложат попробовать блюда, приготовленные по местным рецептам. По дороге в Вилково туристы также будут иметь возможность посетить музей болгарской народной культуры "Камчикска кишта" (с. Заря, Саратский район).

Название города отображает его водное местоположение. Первое официальное упоминание о Вилково датировано 1762 годом, правда, тогда оно еще именовалось поселением Липованским. Название Вилково прижилось позже: в этом месте Дунай разделяется на три рукава, их называют устьями - Георгиевское, Сулинское и Килийское. Килийское, в свою очередь, делится на Старостамбульское, Очаковское и Белгородское устья. На их стыке, на своеобразной "вилке", и находится Вилково - знаменитый город на воде.

Предки сегодняшних вилковчан решили осесть на Дунае – одной из четырех рек Северного Причерноморья. В античные времена Дунай называли Истром и "отец истории" Геродот, рассказывая о Скифии, назвал Истр "наибольшей рекой".

В том месте, где эта река впадает в Черное море, в 17 веке нашли пристанище первые переселенцы. Что заставило этих людей бросить обжитые земли и прийти в глухие окраины? Как они жили? Вот как об этом свидетельствуют исторические данные: "Обширная низменность Дуная, большая часть которой занята болотами, в эпоху средневековья не представляла особенных выгод для заселения. Но именно здесь находил пристанище разный беглый люд. Стекались сюда чтобы спрятаться от религиозных преследований русские раскольники - липоване (филипоны). По преданию, они в 1746 г. на месте современного Вилково основали поселение Липованское".

История христианства и российского раскола проливает свет на судьбы этих людей. 17 столетие, его вторая половина. На престоле Алексей Михайлович, его называли "тишайший". Но именно в период его царствования состоялся раскол, а с него началась история старообрядчества.

У истоков раскола стоял патриарх Никон, который, при поддержке царя, решил провести реформу церкви введя некоторые нововведения, в сущности формальные. Но его реформы встретили сильное противостояние со стороны духовенства того времени. Все противники Никона вскоре подверглись жестоким мукам и казням.

На протяжении 15 лет шли пререкания между сторонниками старой и новой веры. После смерти царя Алексея Михайловича на престол взошел его сын Федор Алексеевич. Старообрядцы обратились к нему с просьбой вернуться к прежним церковным канонам. Однако правительство ответило массовыми ссылками и казнями. Тогда и появились первые беглые.

После жестокого подавления Соловецкого восстания (1668-1676) уход в леса, побег на окраины особенно распространились. В 17 веке возникает так называемый филиповский толк, который отличался особенным фанатизмом и нетерпимостью. Предполагается, что именно эти "филипоны-пилипоны" пришли когда-то в дикие дунайские плавни, где казалось, человеку выжить невозможно.

Основав поселение на берегу Черного моря, предки вилковчан взялись отвоевывать у моря сушу, чему способствовал Дунай, ежегодно намывая в устье тысячи тонн плодородного или. Этот ил липоване научились выгребать, прокладывая ерики, или каналы, а сам ил становился землей и строительным материалом. И так, пядь за пядью, море отступало.

Именно с землей связана красивая легенда этих мест: во времена русско-турецких войн турки вербовали жителей Вилково в свои части, перевозили их на лодках на территорию современной Румынии, которая была тогда частью турецкой империи, и принуждали их там поклясться, что будут защищать они ту землю, на которой стоят. Но не догадывались турки, что староверы, люди, как известно, себе "на уме", насыпали себе в сапоги по горсти родной илистой земли с того, родного, берега Дуная...

На городской набережной им даже установлен памятник: старовер - суровый худощавый мужчина с бородой и в лаптях, пересиливая усталость и боль, несет огромный крест.

Позже, в этот уединенный край, представлявший собой 15 больших и более 150 маленьких островов, переселились суровые беглые казаки — донские и запорожские. Бегство донских казаков на Дунай, отряды которых возглавлял Игнат Некрасов, растянулось на десятилетие. Поток то усиливался то ослабевал. Особенно значительные передвижения наблюдалась после русско-турецких войн 1768-1791 г.г. Вот тогда Вилково оказалось в числе тех населенных пунктов, в которые особенно густо селились некрасовцы-старообрядцы.

Параллельно шло заселение этой территории и запорожскими казаками. Разгон Запорожской Сечи в 1775 г. украинским народом воспринимался, как национальная трагедия. Ликвидировав Сечь, царское правительство выслало казацкую старшину в Сибирь, а земли отдало помещикам. Перспектива стать крепостными вынудила казаков прибегнуть к бегству.

Поселившись в поселении Липованском, украинские казаки жили обособленно, не смешиваясь со староверами. Такое условное разделение в Вилково сохранилось до сих пор - есть здесь "липованская" часть города, как раз самая известная, с ериками и мостиками, и есть украинская, которая на твердой земле стоит и в настоящее время очутилась в центре города.

По-разному складывались взаимоотношения между запорожцами и некрасовцами, но невзирая на разное вероисповедание, в Вилково и до настоящего времени мирно соседствуют три равнозначных храма: два старообрядческих и православный Свято-Николаевский.

Старообрядческий храм Св. Николая - Чудотворца – церковь расположенная на о. Калимбейка. В соответствии с актом губернского архитектора Серацинского от 6 мая 1913 года старообрядческий храм был окончательно построен согласно утвержденного проекта и с того времени разрешено проведение в нем Богослужений.

Здание Церкви отвечает старорусским канонам: возведенная в форме корабля – большинство старообрядческих храмов строились именно так - это древний символ: церковь-корабль, плывущая по бурному морю житейскому. Удачная и расцветка храма: его светло и темно голубой цвета на фоне неба создают эффект парения.

Внутреннее убранство сурово отвечает старообрядческим традициям. Интересны прежде всего иконы – они создавались и создаются по канону, существовавшему до 17 века. Давно стали редкостью многофигурные композиции с изображением сразу нескольких событий на плоскости одной иконы, такие как здешние "Страшный суд", "Сотворение мира". Четкостью линий поражает иконостас, стоимость которого в 1913 году составила 7 тысяч рублей. Его основная цветовая гамма золотисто-коричневая; при множестве зажженных свеч он мерцает и светится.

Старообрядческий храм Рождества Пресвятой Богородицы расположен в центре города интересен историей своего строительства. Около 1830 года в центральной части посада была замощена сага и построена деревянная часовня во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская часовня горела и восстанавливалась несколько раз. Называются даты 1849 г., 1853 г.

В конце концов был собран сход вилковчан, на котором решили возводить церковь капитальную. Естественно, что были нужны время и средства. Пока открыли временный молельний дом ("молельню"). До нашего времени "дожил" небольшой пустырь в переулке напротив средней школы №2, который называют "молельным". Его название связано именно с тем временным пристанищем старообрядцев. Люди преклонных лет утверждают, что церковь была закончена в 1854-1855 г.г., историк 19 века называет дату 1857 г.

В советские времена (1962 г.), согласно официального распоряжения власти, церковь была закрыта. Помещение церкви использовалось по - разному (склад, детский шахматный клуб и дрг). Со временем церковный двор потерял зеленый газон, высохли деревья и ощущение запустения стало доминирующим. Финал известен – основная часть церковного сооружения сгорела в феврале 1980 г.

Изменились времена, и в 1990 г. инициативная группа вилковчан обратилась в городской совет с просьбой о предоставлении разрешения на восстановление Рождественской церкви. Большую часть средств составили частные добровольные пожертвования, деньгами и строительными материалами помогали местные предприятия. Храм был открыт 12 сентября 1993 года, а с 21 сентября 1993 года - начато постоянное служение в храме.

Свято-Николаевская Православная церковь. Храм этот сносился и перестраивался несколько раз. Последний – в начале 20 века. В отличие от аскетической храмной архитектуры старообрядцев, фасад и все детали этого православного храма радуют новыми веяниями, свойственными архитектуре рубежа 19 и 20 веков. Искусное переплетение идей барокко и модерна, иконостас, созданный не без влияния большого мастера Фаберже, делают церковь произведением нового искусства.

Строительство храма велось, в основном, на средства прихожан. Люди преклонных лет рассказывали, что в ограждении, рядом с высоким тополем, был установлен столб с перекладиной, на которой висел большой колокол. В него звонили, собирая людей на разгрузку кирпича, который везли баркасами по Дунаю. От реки и до самого места строительства люди стояли "цепочкой", передавая кирпич друг другу.

День освящения стал праздником. Как водится, он закончился обедом, во время которого жертвователи даровали деньги для приобретения икон и церковной утвари. На некоторых иконах храма до сих пор сохранились надписи, которые подтверждают их приобретение на Афоне. Утверждают, что Плащаницу храму подарил румынский король Фердинанд во время посещения Вилково; Престол приобрели местные купцы Зарзар и Стамати. Храм украшают паникадила и 12 красивых медных подсвечников изготовленных в 1902 году. 
РАЗМЕЩЕНИЕ

Астро
Туризм и путешествия Туризм и путешествия
В период с 29 по 30 сентября 2015 в г. Туркменбаши (Туркменистан) планируется проведение ежегодной Международной выставки и туристической конференции «Туризм и путешествия», которые состоятся в Национальной туристической зоне «Аваза».
Отдыхай активно! Отдыхай активно!
В период с 18 по 20 сентября 2015 при содействии Николаевской областной государственной администрации в районе скального массива р. Южный Буг м. Южноукраинск состоится туристический фестиваль «Отдыхай активно!».
День города Одесса День города Одесса
26 августа 2015 г. - 6 сентября 2015 г. В 2015 году Одесса отпразднует 600-летие со дня своего основания - от момента первого упоминания в документах крепости Качибей (Хаджибей). Торжества продлятся в течение недели.