ru ua en de

Порто-франко

Воспользовавшись этим маршрутом туристы услышат интересные истории о развитии Одесского морского порта и градоначальниках Одессы, которые, искренне любя это город, сделали все, чтобы в кратчайшее время Одесса стала "южной красавицей".

В конце XIV века Причерноморские степи между Днестром и Днепром вошли в состав Великого княжества Литовского. Одним из его опорных пунктов стало поселение Качибей, которое позже называли Гаджибей, Аджибей, а чаще Хаджибей.

Первое упоминание о поселении Качибей содержится в польской хронике Я. Длугоша и датируется 1415 годом.

С конца ХV и почти до конца XVIII века земли современной Одесской области пребывали под властью Османской империи.

С середины XVIII века к Черноморскому побережью начала продвигаться Российская империя, что заставило турок принять соответствующие меры по укреплению опорных пунктов.

С 1765 года вырастает значение Хаджибея в связи с реконструкцией старого укрепления, которое находилось на территории современной Одессы. Этой крепости дали название Ени Дунья (Новый Свет).

В сентябре 1789 года, во время очередной русско-турецкой войны (1787-1791), крепость взяли российские войска и украинские казаки.

В 1793 году чиновники задумались о дальнейшей экономической судьбе всего края и решили основать его главный порт и торговый центр.
 
Пам’ятник Йосипу де-Рібасу / Monument to Joseph de Ribas
Иосиф де-Рибас предложил для реализации этого проекта Хаджибей. Рескриптом на имя де-Рибаса от 27 мая 1794 Екатерина II повелевала устроить военную гавань и купеческую пристань.
В сентябре 1794 года были заложены фундаменты большого и малого мола гавани для гребных судов, эллингов и верфей. Таким образом, Екатерина II фактически подписала указ не о создании нового города, а собственно о возрождении существующего, ведь сначала и название его не изменили.

Переименование Хаджибея в Одессу произошло в начале следующего, 1795 года. Поэтому версия современных исследователей о том, что Хаджибей является предшественником Одессы небезосновательна.

В течение почти десяти лет существования Одессы вопрос о том, быть или не быть Одессе главным портом южного края не был окончательно решен.

Портрет герцога А.Е. де-Рішельє / Portrait of Duke de RichelieuИ вот, благодаря герцогу Ришелье и его огромному желанию ввести порто-франко, значение и место Одессы стремительно меняются.

По своему происхождению герцог принадлежал к одному из знатнейших французских родов, в котором были знаменитый министр Людовика ХІІІ - кардинал Ришелье, завещавший свои политические идеи потомкам со стороны сестры Франциски дю Плесси в лице ее сына Людовика-Франциска, известного больше под именем маршала Ришелье, и в лице внука - Армана Эммануила Софи-Септимани де-Виньеро дю Плесси, графа де-Шинона, герцога (дюка) де-Ришелье, которому было суждено управлять нашим краем, а затем стать министром иностранных дел и Премьер-министром Франции.

Деятельность герцога была всесторонней и чрезвычайно плодотворной. При его содействии налаживалась торговля, возводились складские помещения, биржи, учетные конторы; строились портовые сооружения и были уменьшены таможенные пошлины, причем эта мера была распространена на все порты Черного и Азовского морей; были основаны консульства (австрийское, испанское, неаполитанское) и коммерческий суд.

Изменения, происходившие в порту во времена Ришелье, в частности прокладка набережной, возведение верфи и двух деревянных пристаней, а также карантинной гавани, образование которой облегчило судам не только прибытие в Одесский порт, но и зимовку здесь, - способствовали увеличению количества судозаходов в порт. Так, если в течение 1795 года в Одесский порт прибыло 39 судов, в том числе 31 турецкое и 8 российских; из них отошло с грузом 20 турецких и 2 российских, а остальные остались на зимовку в порту, то в 1796 году зашло уже 86 судов, а отошло 64.

Музей Одеського морського торговельного порту ім. Ф. Деволана / Odesa Sea Port Museum named after F. DevolanВехи становления и развития порта отражены в экспозициях (Фото) музея Одесского морского торгового порта им. Ф.П. де-Волана. Талантливый военный инженер, голландец по происхождению Франц де-Волан не только проектировал различные городские сооружения, а и контролировал их строительство. 

Сегодня музей им. Ф.П. де-Волана является единственным музеем в Украине, в экспозициях которого отражено уникальную историю образования ведущего порта Украины. Кроме того, в нем раскрывается многовековая история Одессы и всего Северного Причерноморья.

К 1814 году у герцога Ришелье окончательно сложилась мысль сделать из Одессы "порто-франко" и реорганизовать морскую и сухопутную карантинную систему.

Благодаря его усилиям Одессе был присвоен статус порто-франко - "свободной гавани", где с иностранных товаров были сняты таможенные сборы.

Герцог Ришелье выехал из Одессы 26 сентября 1814 года. Его современник писал: "День отъезда герцога был днем траура для Одессы; большая часть населения провожала его за город, посылая ему благословение, и более 200 человек следовало за ним до первой почтовой станции, где был приготовлен прощальный обед. Герцог был расстроен и печален, как и все провожавшие его. Пошли взаимные сердечные излияния; герцог просил, чтобы ему дали уехать; подняли бокалы за благополучное путешествие и возвращение. Крики "Ура" огласили степь; но вскоре они были заглушены рыданиями: чувство печали взяло верх, и все кинулись к герцогу, собиравшемуся сесть в экипаж; его стали обнимать, целовать ему руки, край его одежды; он окружен и стеснен толпою и сам залился слезами."Друзья мои, пощадите меня, избавьте меня от этой сцены", сказал он и несколько лиц понесли его к экипажу".            

Он уехал - и роковое предчувствие оправдалось: одесситы более не видели его, этого человека, которого так справедливо ценили, уважали и любили, несмотря на достоинства чиновников, заменивших его в Одессе.

Память о Ришелье была увековечена в Одессе установкой ему памятника на Приморском бульваре, названием бывшего лицея и одной из центральных улиц города.

Пам'ятник герцогу А.Е. де-Рішельє / Monument to Duke de-RichelieuЭто статуя тонкой работы, больше натуральной величины, отлитая из бронзы и представляет де-Ришелье в римской тоге с непокрытой головой; правая рука указывает по направлению к морю, а в левой - свиток.
 
У подножия памятника А.Э. Ришелье с четырех сторон расположено по четыре ступеньки. На гранях пьедестала в прямоугольных нишах установлены плиты и горельефы. На фасадной - латунная позолоченная плита с надписью, на двух боковых сторонах - бронзовые горельефные изображения, символизирующие земледелие, торговлю и правосудие. Это постамент выдающегося архитектора А. И. Мельникова; работами по установке памятника руководил архитектор Боффо.

Во время Крымской войны англо-французская эскадра несколько дней обстреливала город из пушек. Одно из ядер взорвалось на площади у памятника и повредило его постамент осколком. После войны на месте повреждения была установлена бронзовая заплата со стилизованным пушечным ядром.

Со времени открытия памятника (22 апреля 1828 года) площадка «у Дюка» стала местом паломничества не только одесситов, но и всех приезжих.
Последователям Ришелье предстояло решить еще много задач, чтобы окончательно утвердить и обеспечить будущее Одессы. Правда задачи эти были уже намечены самым герцогом и решались, хотя и при отдаленном, но его участии. Главные из них - это введение в Одессе порто-франко и открытие высшего учебного заведения для всего края.
 
Именно этими двумя основными событиями исчерпывается период управления Одессой А. Ланжерона в 1815-1823 гг.  Соотечественник и неизменный друг Ришелье, Ланжерон получил это назначение с одобрения герцога. Ришелье, который конечно, не ошибся, указывая на Ланжерона, как на своего преемника: был уверен, что Ланжерон, тесно связанный с ним личной дружбой, будет идти по намеченному герцогом пути.

И вот, указом от 16 апреля 1817 года в Одессе введен  порто-франко, реализованный, однако, только 4 июля 1819 года, когда  были завершены работы по обведению города рвом и обустройству Херсонской и Тираспольской таможни для пропуска за пределы порто-франко уплаченных пошлиной товаров.

Будівля Рішельєвського ліцею / Richelieu Lyceum buildingКо времени Ланжерона относится и открытие (1817 г.) в Одессе высшего учебного заведения для всего края - Ришельевского лицея, но опять таки идея о нем принадлежала Ришелье, который пожертвовал на содержание лицея всю пенсию,  получаемую за службу.
 
Одесса все больше и больше приобретала вид упорядоченного города: строились дороги, обочины улиц украшались деревьями; было образовано Ботанический сад (1820 г.) и оборудовано городской театр.

В таком виде Одесса переходит под управление князя М. С. Воронцова, который заменил генерала Инзова, бывшим короткое время генерал-губернатором после Ланжерона, вышедшего в отставку 17 июля 1822 года.
 
С этого времени начинается длительный, тридцатилетний период, в течение которого Одесса беспрерывно прогрессирует, достигает огромных успехов, как в торговом отношении так и в смысле гражданственности вообще.
 
Неудобства, которые вскоре проявляются, от чрезмерной протяженности границы порто-франко, растянувшейся на 24 версты вокруг города, заставили в 1823 году изменить ее первичные границы. Но при утверждении новой границы прибегли к другой крайности, абсолютно приблизив ее к городу и оставив вне ее ближайшие пригороды - Молдаванку и Пересыпь.

В результате 12 января 1826 года было утверждено положение о переносе границы одесского порто-франко.
 
Город становился лучшим с каждым годом: новые сооружения отличались изяществом и богатством, открывались новые учебные и культурные заведения. Открытие различных торговых заведений вдоль прибрежной полосы указывали на необходимость удобного сообщения Приморской улицы с городом.
 
Вследствие этого, существующую деревянную лестницу от бульвара к морю, заменили грандиозной каменной, сооружение которой было начато в 1837 году.
 
Потьомкінські сходи / Potomkin StairsВ строительстве Бульварной лестницы (ныне Потемкинская лестница) в разное время принимали участие такие выдающиеся инженеры, гидротехники, архитекторы, как Боффо, Уптон, Фон-дер-Флис, Морозов, Ториччели, Козлов, Даллаква.
 
По окончании срока действия одесского порто-франко (1849 г.) было выхлопотано разрешение на продолжение его еще на 5 лет, а работы по углублению и очистке Одесского порта сделали его удобным для стоянки каботажных судов.
 
В начале 1845 года Одесса рассталась с Воронцовым: 29 декабря 1844 года граф был назначен Главнокомандующим отдельным Кавказским корпусом и наместником Кавказским. Уезжая он сдал дела Бессарабскому военному губернатору, генералу П.И. Федорову.
 
Последний раз граф Воронцов посетил Одессу в 1856 году будучи уже больным. Одесса с восторгом встречала своего бывшего начальника, возведенного в звание фельдмаршала, а уже через месяц жители Одессы провожали его к месту последнего успокоения. Его похоронили в правом углу средней части Спасо-Преображенского собора. 
 
Установив на Соборной площади памятник графу М.С. Воронцову одесситы навсегда увековечили память о нем.
 
Пам'ятник графу М.С. Воронцову / Monument to graph М.S. Vorontsov
М.С. Воронцов изображен одетым в мантию с фельдмаршальским жезлом в руке и с непокрытой головой. Квадратный массивный пьедестал из полированного гранита установлен на широком цоколе.
 
Памятник окружен тумбами с гербами князя, соединенными между собой цепями. Бронзовая статуя отлита в Мюнхене выполнена прекрасно и примерно вдвое больше натуральной величины.
 
Благодаря кипучей деятельности Ришелье и его сподвижников в части введения порто-франко, Одесса, за сравнительно небольшой промежуток времени, достигла таких блестящих результатов, что будущее ее уже предопределено.
 
В Одессе складировались иностранные товары, распространяемые затем путем транзита - в Австрию, а через Кавказ - в Персию. В Одессе основывались крупные банкирские дома, обороты которых охватывали все побережье Черного и Азовского морей; одесское купечество стало быстро богатеть.
 
Вывозилась в основном пшеница, позже рожь, кукуруза, льняное семя и пшеничная мука. Предметами экспорта были также кожа и изделия из нее, сало, воск, латунь, железо, икра, книги и картины, церковные принадлежности. 
 
Главными статьями ввоза в это время были вино, ром, бакалейная группа товаров, фрукты, кофе, чай, галантерейные товары, олово и свинец, краски, аптечные материалы.
 
Важным было и то, что Одесса, имея славу веселого города, становилась еще и дешевым городом. Дешевизна иностранных товаров обусловила здесь и сравнительную дешевизну жизни, что привлекало на временное или постоянное пребывание массу лиц культурного класса.

Поездки в Одессу стали любимым развлечением помещиков из других городов и придавали Одессе большое оживление; спрос рождал предложение, живо шла торговля различными товарами. 

Одесса не боялась конкуренции и становилась южной столицей не вследствие административной протекции, а вследствие признания за ней такого звания всем обществом.

Действие порто-франко окончательно завершилась в 1859 году и генерал-губернатору графу А. Г. Строганову пришлось приложить усилия, чтобы переход Одессы от исключительного существования, благодаря порто-франко, к обычному течению городской жизни, был как можно менее чувствительным.

Правда, Одесса на то время уже основательно окрепла, и ее торговле был задан хороший импульс на много лет вперед ...






 
РАЗМЕЩЕНИЕ

Черное море, филиал
В Одесі пройшла міжнародна конференція В Одесі пройшла міжнародна конференція
Представители управления туризма, рекреации и курортов Одесской ОГА приняли участие в семинаре «Туризм в Украине: на пути к совершенству и устойчивости»
Открыт первый экопарк в Одесской области Открыт первый экопарк в Одесской области
Близ села Орловка Ренийского района состоялось открытие экологического парка «Сartal»
Засідання з питань розвитку рекреаційних територій селища Затока Засідання з питань розвитку рекреаційних територій селища Затока
Відбулося перше засідання робочої групи з питань залучення інвестицій та розвитку природних курортних територій селища Затока Одеської області.