ru ua en de

Обзорная экскурсия по Одессе

Программа "Обзорная экскурсия по Одессе" создана с целью короткого, но детального знакомства с южной красавицей; в основе ее - Одесса в контрастах и сравнении, старая и современная. Объектами туристических посещений являются памятники истории и памятники монументального искусства; памятники архитектуры и градостроительства, современные комфортабельные гостиничные комплексы, санаторно-курортные и развлекательные учреждения.

Направляясь к центру развлечений и отдыха Одессы – Аркадии, туристов знакомят с первым объектом экскурсионного показа – памятником летчикам 69 авиаполка. Именно 69-й истребительный авиационный полк, под командованием 25-летнего майора Льва Львовича Шестакова, защищал небо Одессы от вражеских налетов во время Великой Отечественной войны. В начале обороны полк насчитывал всего 19 самолетов. Позднее их количество было доведено до 40.
 
Разные задачи выполняли летчики полка: летали в разведку, прикрывали корабли, защищали город и порт с воздуха, вели воздушные бои, бомбили и штурмовали вражеские войска. Нагрузка была предельной, иногда непосильной.

Двенадцать летчиков, за бои под Одессой, были награжденые Золотыми Звездами, в том числе и командир полка Л.Л. Шестаков. До конца обороны вражеские снаряды все чаще стали разрываться на территории аэродрома, были повреждены некоторые самолеты, ранены техники.

Тогда одесситы, главным образом женщины, приступили к строительству аэродрома в черте города на Чубаевском пустыре возле пятой станции Большого Фонтана. Несмотря на большой объем работ, уже через неделю аэродром был готов. Низко пролетая над домами, самолеты опускались под маскировочные сети. Теперь, на том самом месте, где был аэродром, установлен памятник 69-летчикам авиаполка.

Наконец, туристам открываются виды Аркадии - "райский уголок", так переводится с греческого название популярнейшего рекреационного района Одессы. Еще в начале ХІХ века эти места обживали местные аристократы.

Одним из первых появился хутор Витгенштейна, который в 1818 году купил Сергей Волконский, будущий декабрист и хороший знакомый А. С. Пушкина, который летом 1824 года не раз здесь бывал.

На обширном плато, которое возвышается над аркадийскими пляжами, находились владения потомков знатного княжеского рода Гагариных. Название Гагаринское плато сохранилось и сегодня.

Не столько романтические островки прошлого, сколько красота современной Аркадии каждый день привлекают сюда тясячи людей. Аркадия — это “город” летних ночных клубов и дискотек, современных отелей, баров и ресторанов, где люди ведут счастливую и беззаботную ночную жизнь, в котором звучат мелодии разных стилей и направлений, доносящиеся из невероятного количества ночных развлекательных учреждений.

Вы наверняка узнаете Древнюю Грецию в клубе "Итака", современную Италию — в клубе "Ибица" и услышите ультрасовременную молодежную музыку в стиле R'n' в клубе "Стерео". Кроме того Аркадия – это обустроенные и ухоженные песчаные пляжи.

Чтобы лучше понять почему именно эта территория, как магнит притягивала и до сих пор притягивает отдыхающих, погрузимся в небольшой исторический экскурс.

Лиманы и море, практически со времен основания Одессы, притягивали к себе не только местных жителей, но и приезжих, которые стремились к ним не только ради летнего отдыха, но и с целью лечения. Вследствие этого, уже с давних времен на морском побережье стали возводиться летние помещения (дачи).

Первые десятилетия Одесса ощущала острый недостаток питьевой воды. Добывали ее из подземных источников (фонтанов). Вода из фонтанов считалась самой вкусной. И если продавцы-развозчики набирали воду где попало, одесситы, сняв пробу, говорили "не фонтан". Отсюда и пошло известное одесское выражение "не фонтан" - синоним товара сомнительного качества.

В ближайших к городу подземных источниках воды было не так уже и много, но кто ищет - всегда находит. Так со временем на карте Одессы появились Малый, Средний и Большой Фонтаны.

До сооружения водопровода на Фонтане существовало всего несколько больших и упорядоченных дач (Кортацци, Маразли, Ралли, Родоконаки, Волохова), на содержание и особенно на орошение которых их владельцами тратились огромные суммы, причем в одной из них (Ралли) был даже собственный водопровод, закрытый после строительства городского.

Расцвет всей приморской части города начался с 1870 года, сразу же после строительства городского водопровода, когда частные дачи стали развиваться с удивительной скоростью, разводятся виноградники и фруктовые сады, которые абсолютно изменяют характер этой когда-то пустынной местности.

Вся прибрежная полоса, начиная от порта, в летнее время заселялась дачниками. Дачи по обеим сторонам дороги и возле самого берега - все это сливалось как бы в один непрерывный сад, который состоял преимущественно из акаций.

Ближайшая к городу приморская дача – "Ланжерон" принадлежавшая когда-то графине Ланжерон из-за которой еще долго сохранялось это название, несмотря на переход из рук в руки. Дача служила не только местом для летнего жилья, но и первым наиболее близким к городу пунктом для загородных летних гуляний; здесь, кроме купания в море и приема солнечных ванн, к услугам отдыхающих предлагались летний театр, русская горка и ресторан.

За Ланжероном, вдоль морского побережья, располагались дачи по направлению к Малому Фонтану. Это был лучший уголок Одессы. Нигде обрывы и скалы так причудливо не высились над морской гладью, нигде не было такого разнообразия обломков скал, которые поднимались над водой. Если к этому прибавить, что здесь были обустроенные купальни, хорошие рестораны, удобное соединение с городом по конно-железной дороге – то станет понятно, почему это место стало любимым местом гуляний одесситов, почему именно сюда стекалась масса публики.

За Малым Фонтаном, вдоль побережья, тянулись дачи по направлению к Среднему и Большому Фонтанам. Соединение со Средним и Большим Фонтанами поддерживалось паровым трамваем. По обеим сторонам направления парового трамвая также шли дачи, но уже не такие роскошные, не так обустроены, хотя не менее живописные, особенно у морского побережья.

Средний Фонтан потерял значение села когда коренные жители-мещане, прельстившись удобными предложениями, друг за другом продавали свои приусадебные участки. Со временем Средний Фонтан стал дачной местностью, с хорошей церковью, школой, аптеками, буфетами, мясными лавками и т.п.

Большой Фонтан – был чем-то средним между селом и дачным поселком. Большинство дачников купались на так называемом "Золотом берегу". Здесь располагался небольшой сквер и бульвар, два ресторана и военный оркестр, который играл каждый день – вот летняя картина Большого Фонтана. Дорога на Большой Фонтан проходила в Х1Х веке по Люстдорфской дороге (ныне Черноморская дорога), сворачивая на улице Долгой к Большому Фонтану. Название "Люстдорфская" обусловлено тем, что по этой дороге ездили в немецкую колонию Люстдорф (сейчас ж/м Черноморка).

На Большом и Среднем фонтанах, куда выезжали на летнее время одесситы, подсобным промыслом, который давал иногда значительный доход, была сдача квартир на летнее время. Одесситы в таком количестве выезжали в эти поселки, что практически вытесняли коренных жителей с их "хат" в наскоро построенные "курени", а это активно оказывало содействие развитию дачных поселений, густо населенных горожанами. Однако, места для купания на дачах, были большей частью неудобные, вследствие крутых спусков и каменистого дна.

Проведение в 1895 году новой линии конно-железной дороги к береговой полосе в местности, названой Аркадией, расположенной между Малым и Средним Фонтанами, у которой были все удобства для обустройства качественных пляжей, стало поворотным в обустройстве здесь хорошей курортной территории.

Окруженная морем и лиманами, Одесса стала очень привлекательным курортным городом. С обустройством удобных морских пляжей, строительством санаторно-курортных учреждений, с каждым годом возрастало число гостей города, которые приезжали сюда на отдых и лечение.

Дальше за маршрутом не менее интересный и живописный уголок Одессы – Французский бульвар, вдоль которого располагается большое количество санаторно-курортных учреждений.

По пути к бульвару туристов знакомят с установленным в 1985 году на Площади 10 Апреля, мемориалом памяти освобождения Одессы от немецко-фашистских захватчиков войсками 3-го украинского фронта 10 апреля 1944 года "Крылья Победы".

Знакомство с Французским бульваром начинается с Ботанического сада. Его возникновение относится к 1819 году, когда для возведения сада местная власть пригласила из Франции ботаника Десмета, предложив жалованье в сумме 3.600 рублей в год.

Туристов обязательно ознакомят с заводом шампанских вин, который "спрятался" в изумрудной зелени Французского бульвара за кованной изгородью с вензелями из виноградной лозы более ста лет назад, продукция которого хорошо известна за пределами Одессы.

Предприятие было основано в 1896 году Южно-Русским обществом виноделов как "Шампанский завод Генрих Редерер в Одессе". Редерер - одна из известных во Франции винодельческих фирм, созданная в 1830 году.

В Одессе, с момента создания завода и много лет назад, шампанское вырабатывалось классическим способом по французской технологии (т.е. бутылочным методом).

С марта 1952 года Одесский завод стал вырабатывать игристые и шампанские вина резервуарным способом по отечественной технологии. Из года в год коллектив предприятия совершенствовал технологические процессы, заботясь о насыщении рынка высококачественным шампанским, наращивая темпы производства.

В последние годы значительно расширился ассортимент продукции, которая выпускается ЗАО "Одесский завод шампанских вин". Украинские и зарубежные потребители достойно оценили: брюты "Золотой Дюк" и "Великий князь Владимир", сухое, полусухое и полусладкое "Одесса", сладкое "Одесса-золотое" и "Одесса-2000", игристые - красное полусладкое и мускатное "Одесса", "Одесское" розовое полусладкое и т.д.

Будучи на Французском бульваре не возможно обойти Одесскую киностудию и расположенный на ее территории Музей кино.

Первая кинофабрика, которая начала работу в Одессе, называлась "Мирограф". А в 1912 году одесситы уже смотрели первый художественный фильм - криминальную драму "Одесские катакомбы". В 1917 году кино-предприниматель Д. Харитонов начал строить на Малорусском (Французском) бульваре "фабрику кинематографических картин".

Павильйоны Одесской киностудии помнят многих и много чего. Первую роль Василия Шукшина в картине "Два Федора", битвы и любовные победы Д'артатьяна, Владимира Высоцкого в "Место встречи изменить нельзя" и т.п.

И именно выходцы из Одессы – братья Ворнери стали основателями наибольшей в мире киноимперии – компании "Уорнер Бразерс".

Одним из любимых одесситами театральных заведений, которое следует по маршруту, является Одесский театр музикальной комедии им. М.Г. Водяного. Театр музыкальной комедии был основан во Львове в первые послевоенные годы, а в 1953 году Львовский театр музыкальной комедии переехал в г. Одессу.

Коллектив театра органически вписался в жизнь города. Большую роль сыграло то, что сам жанр музыкальной комедии близкий одесскому характеру. Театр сумел ощутить город, его непридуманную, реальную самобытность и воплотить это в своем творчестве так органически, что в скором времени стал одним из символов города.

Еще одно известное театральное учреждение города - Одесская областная филармония. Достаточно интересна история строительства этого здания - Новой биржи. Строительство Новой биржи в Одессе считают одним из многочисленных мероприятий, которыми отмечалось столетие города. Это здание, где сейчас размещается филармония, в целом сохранило первозданный облик и много что может поведать о себе.

В 1891 году городская власть объявила не больше не меньше, как всемирный конкурс, на котором из тридцати предложений выбрали эскизный проект архитектора В.И. Прохаска из Вены, а доработать его поручили архитектору А.О. Бернардацци.

Доработав и переработав проект, Бернардацци затем руководил строительством биржи. Со стороны Пушкинской улицы, над высокой резной дверью с бронзовыми ручками, в виде драконов начерчены года строительства: 1894-1898. Полностью же работы были закончены лишь в 1899 году.

Профессионалы, в разное время, называли до пяти архитектурных стилей, в котором выполнено здание и, наконец, "договорились" на венецианской готике, не исключая элементов мавританского стиля.

Внешний декор флорентийских окон скульптор выполнил из мрамора, и, будучи мастером, не рисковал подписывать свою работу: со стороны Пушкинской улицы на втором окне от угла, свинцом врезана в мрамор надпись: "Мастерская М. Молинари".

Живописные панно главного зала, работы флорентийского художника Кассиоли и фриз, написанный художником Э. Каразиным, были тематически связаны с функциональным назначением здания: "Земледелие", "Торговля", "Промышленность", "История торговых отношений России".

После окончания гражданской войны в зале "бывшей биржи", как ее тогда называли, устраивали торжественные мероприятия, организовывали литературные вечера и проводили пленарные заседания Совета депутатов. С 1937 года и по сей день в здании Новой биржи размещается Одесская областная филармония.

Следующим объектом посещения является Литературно-мемориальный музей А.С. Пушкина. В 20-те годы XIX века этот дом по улице Итальянской принадлежал известному в Одессе купцу - Шарлю Сикару (Сикарду).

Это один из первых отелей молодого города - "Hotel du Nord", где были комнаты для приезжих, каретные сараи с конюшнями. Сразу же после приезда в Одессу, Пушкин остановился именно в этом отеле.

За все время пребывания в Одессе, великим поэтом создана поэма "Цыгане", закончена поэма "Бахчисарайский фонтан", написано тридцать лирических стихов и две с половиной главы романа "Евгений Онегин". Описав Одессу в разделе "Путешествие Онегина", Пушкин, по выражению поэта Туманского, подарил городу "грамоту на бессмертие".

В 1880-м году улицу, на которой жил великий поэт, с Итальянской было переименовано на Пушкинскую. В "Пушкинском" домике (так его назвали одесситы - почитатели таланта поэта) с 1961 года работает музей великого поэта.

Здесь можно увидеть старинные гравюры "Пушкинской Одессы", портреты современников поэта, уникальные Пушкинские автографы с рисунками, редчайшие прижизненные издания произведений Пушкина и т.п.

Изюминка этой экскурсионной программы – Одесский национальный академический театр оперы и балета. Первый городской театр был основан в 1810 году, который в ночь на 2 января 1873 года полностью сгорел из-за загорания газового рожка, освещавшего часы в ночное время суток.

С 1887 года театр функционирует в нынешнем здании, которое было возведено по проекту венских архитекторов Ф. Фельнера и Г. Гельмера. По красоте и акустическим данным сооружение входит в пятерку красивейших театров мира.

Далее по программе - наилучший и любимейший памятник горожан – памятник Ришельє. Как удачно сформулировал поэт Юрий Михайлик, монумент "домашнему герцогу одесситов". Сбор средств на его сооружение начал еще Ланжерон, сразу после получения из Франции печальной вести о смерти любимца одесситов.

Открытие монумента состоялось 22 апреля 1828 года и сопровождалось торжественной литургией в Спасо-Преображенском соборе, маршем военных соединений, чьим шефом был Ришелье и выступлением воспитанников и наставников Ришельевского лицея. И уже с того времени площадь "у Дюка" стала местом паломничества как одесситов, так и приезжих.

Правая бульварная аллея ведет от Дюка до бывшей резиденции генерал-губернатора Новороссийского края и полномочного наместника Бессарабской области графа М. С. Воронцова.

Дворец и прилегающие к нему сооружения строились по проекту известного архитектора Ф. К. Боффо в 1824-1829 годах. А параллельно планировался и формировался весь Приморский бульвар. Нынешний дворец – по сути лишь парадная часть всего сооружения. Менее ценная часть комплекса - жилая и служебная, так называемый "Орловский флигель" не сохранилась.

Эта, расположенная в центре города дворцовая усадьба, была абсолютно обособленной. Значительную ее территорию опоясывал Приморский бульвар, а от бульвара дворец отделялся тенистым садом и массивными, но при этом чрезвычайно утонченными, кованными решетками.

Интерьер здания, при всей парадности, мягкий и лирический, лишенный дешевой помпезности и демонстративной роскоши. А тем временем внутренний наряд включал мраморные колонны и камины, расписные полки, узорчатый паркет, инкрустацию по дереву, изысканные хрустальные люстры и т.д.

Еще одна визитная карточка Одессы – Потемкинская лестница. Сначала ее название было Бульварная лестница. Все карты в общественном сознании спутал культовый, как теперь принято говорить, кинофильм Сергея Ейзенштейна "Броненосец Потемкин".

Впечатляющая сцена расстрела мирных граждан на ступенях; стремительно падающая детская коляска надолго связали Бульварную лестницу с мятежным броненосцем.

На самом деле никакого расстрела на лестнице не было и быть не могло. Поскольку все спуски к порту были блокированы правительственными войсками. Что касается погрома в порту, пожара на эстакаде и других безобразий, то погромщики просачивались туда не по лестнице а по улице Приморской, преимущественно со стороны Пересыпи.

Строительство Бульварной лестницы началось в 1837 году и с переменным успехом длилось почти десять лет. В реализации этого проекта принимали участие такие видные инженеры, гидротехники, архитекторы, как Боффо, Уптон, Фан-дер-Флис, Морозов, Торричелли, Козлов, Даллаква. В окончательном виде лестница оформилась не раньше 1847 года, хотя на мемориальной доске значится 1842-й.

Следует отметить, что Бульварная лестница была широко известна за пределами Одессы и до киноэпопеи Эйзенштейна. О ней знал и писал даже когда-то побывавший в Одессе Жюль Верн. Лестницу описывали Марк Твен, Яков Полонский, Павел Вяземский.

"Ступени-гиганты" – безусловно, одно из самых "фотогеничных мест" во всем историческом центре Одессы. По той причине, что, как известно, сверху зрителю открываются лишь одни пролеты, а снизу - только ступени. Все 192. И в этом большое достижение автора проекта - Франца Карловича Боффо.

Следующим архитектурным шедевром старой Одессы является Дворец Лопухина (гостиница "Лондонская") на Приморском бульваре. Здание построено по проекту архитектора Ф. Боффо в стиле раннего итальянского ренессанса в 1826 -1829 годах и принадлежало князю Лопухину. Потом здание перепрофилировали под отель и в апреле 1846 года "Лондонская" впервые распахнула свои двери перед постояльцами.

Основателем и первым собственником отеля стал Жан-Батист Карута - знаменитый французский кондитер и гастроном. Учитывая то, что все французские "патриотические" названия к тому моменту были "разобраны" уже другими отелями, Карута обратил свой взгляд к туманному альбиону назвав свою гостиницу "Лондонская".

1899-1900 - года первой капитальной перестройки "Лондонской" по проекту архитектора Ю.М. Дмитренко. Гостиница приобретает тот внешний вид, который и сегодня очаровывает жителей и гостей Одессы.

В гостинице останавливались много известных личностей: Роберт Стивенсон, автор "Острова сокровищ", танцовщица Айседора Дункан, актриса Сарра Бернар, писатели Антон Чехов, Максим Горький, Валентин Катаев, Константин Паустовский. В наши дни — Монсерат Кабалье и другие известные и знаменитые лица.

Напротив гостиницы археологами найдены остатки греческого поселения V — III столетия до нашей эры. Это фундамент дома, ритуальные ямы с останками животных, которых приносили в жертву. Остатки фундамента помещены под стеклянный колпак.

Рядом с гостиницей "Лондонская" расположен памятник А.С. Пушкину. Инициатива относительно его сооружения принадлежала Г.Г. Маразли, с его подачи, правление Славянского благотворительного общества хлопотало о разрешении начать сбор средств по подписке "для устройства фонтана с бюстом Пушкина".

Хотя на гранитном постаменте памятника выбито: "Сооружен в 1888 году", его открытие состоялось чуть позже, 16 апреля 1889 года. Памятник-фонтан сооружен по проекту архитектора Х.К. Васильева, причем бюст отлит по модели Жозефины Полонской - жены поэта Якова Полонского; стилизованные дельфины и бюст отлили из бронзы на заводе Морана в Петербурге.

Надпись: "А.С. Пушкину. Граждане Одессы" подчеркивает, на чьи средства он установлен. Выше, на лентах в основе лиры значится: "1820-1824" - года южной ссылки поэта. В день рождения большого поэта к его памятнику традиционно приходят одесские литераторы и любители поэзии, возлагают цветы и читают стихи - пушкинские и свои.

Если обойти памятник Пушкину и стать лицом к зданию Старой биржи (ныне - Городская дума), то слева, на скромном постаменте, можно увидеть боевое орудие, которым морские канониры пользовались в середине ХІХ века. Это орудие как-бы раскрывает давнюю, героическую страницу региональной истории.

Весной 1854 года вблизи Одессы появился объединенный англо-французский флот, задачей которого, судя по всему, была совсем не высадка здесь военного десанта, а дезинформация русского командования относительно настоящих намерений союзников. 10 апреля город и порт бомбардировались вражеской эскадрой, к чему, по правде говоря, местная власть была не совсем хорошо подготовлена.

Большинство батарей были так расставлены, что совсем не могли принять участие в отражении атаки. Битву вела, по сути, лишь одна маломощная батарея прапорщика Щеголева, обеспеченная четырьмя пушками.

При всем, при этом канониры Щеголева проявили невероятную отвагу, отличную выучку: на протяжении нескольких часов вели артиллерийскую дуэль сразу с несколькими современными, в то время, кораблями, укомплектованными новейшими бомбичными орудиями. Как бы там ни было, а Одесса с достоинством ответила на вражескую провокацию.

В ходе дальнейшего крейсирования союзнического флота вблизи Одессы, он потерял параход-фрегат "Тигр", который был привилегированной школой гардемаринов: здесь служили юноши из самых аристократических семей Британии. В тумане "Тигр" сел на камни вблизи берегов Фонтана. Казачий разъезд заметил эту "неприятность", и судьба "английской "золотой молодежи" была решена.

Увидев, что корабль не спасти, союзники расстреляли его из пушек, и он пошел на дно. Пленные гардемарины до того прижились в гостеприимной Одессе, где их нарасхват приглашали в лучшие салоны, что потом с нежеланием отъезжали к альбиону. Ровно полстолетия спустя, в 1904 году, одна из пушек фрегата "Тигр", который утонул, была поднята со дна и поставлена на бульваре на "страх врагам" (шла российско-японская война).

Последний объект этой экскурсионной программы - здание Старой биржи (Городская дума). Архитектор Ф.К. Боффо скомпоновал здание биржи в форме вытянутой буквы "П": перпендикулярно залу примыкали два корпуса, торцы которых со стороны бульвара совмещала двойная колоннада коринфского ордера. За колоннадой, между корпусами, был внутренний дворик. "Храмоподобное здание биржи", как назовет его писатель Скиталец в романе "Этапы", после окончания строительства в 1834 году становится выдающимся памятником, известным и за пределами Одессы.

После строительства новой биржи (ныне - филармонии) в здании расположилась городская дума, и постепенно интерьеры стали терять первоначальный вид. Следует отметить, что еще в начале 1870-годов, под руководством архитектора Ф.О. Моранди, здание основательно перестроили. Внутренний дворик перестроили в вестибюль, для чего его перекрыли, а один ряд колонн забрали каменной кладкой, на фоне которой теперь четко выделяются двенадцать колонн внешнего ряда.
РАЗМЕЩЕНИЕ

Flagman Hostel
В Одесі пройшла міжнародна конференція В Одесі пройшла міжнародна конференція
Представители управления туризма, рекреации и курортов Одесской ОГА приняли участие в семинаре «Туризм в Украине: на пути к совершенству и устойчивости»
Открыт первый экопарк в Одесской области Открыт первый экопарк в Одесской области
Близ села Орловка Ренийского района состоялось открытие экологического парка «Сartal»
Засідання з питань розвитку рекреаційних територій селища Затока Засідання з питань розвитку рекреаційних територій селища Затока
Відбулося перше засідання робочої групи з питань залучення інвестицій та розвитку природних курортних територій селища Затока Одеської області.