ru ua en de

Архитектурная Одесса


Будинок Фальц-Фейнів"Одесса — прекрасный город, составленный из всех наций" - отметил поэт К. Батюшков еще на заре ХІХ века. И строили ее в разные годы англичанин Валькот, армянин Мазиров, голландец Ванрезант, еврей Минкус, итальянцы Фраполли, Боффо и Бернардацци, француз Отон, испанец Даллаква, молдаванин Портарий, немец Кундерт, поляк Гонсиоровский, россиянин Мельников, чех Прохаска, украинец Нестурх...

С первых дней своего существования город застраивался под руководством талантливых инженеров и архитекторов. Планирование города стало одним из высших достижений градостроения эпохи классицизма. Его автор инж. Ф. П. Деволан хорошо использовал топографию местности, учел климатические условия, хозяйственный профиль города и создал выразительную в композиционном отношении планировочную застройку.

Жилищная зона разместилась на возвышенном плато, порт - на низменной прибрежной полосе. Широкая долина Карантинной балки предназначалась для складов. Овраги использованы как спуски из города в порт. Такое разграничение жилой и производственной территорий в двух уровнях - явление очень прогрессивное.

Главным строительным материалом в то время был камень ракушечник, который залегал могучим пластом прямо под городом. Выработки этого камня велись на всей территории без ограничений. Поэтому вскоре под городом появился настоящий лабиринт подземных галерей - катакомб, запутанные ходы которых породили множество легенд.

Кирпича производилось немного, его применяли в наиболее ответственных местах несущих стен и для кладки печей. Краски, стекло, гвозди и другие материалы привозились на кораблях из-за границы. Крыши покрывались черепицей. Сложным заданием при строительстве города было его снабжение строительным лесом. Древесина была привозной и поэтому стоила очень дорого.

Кроме ни чем не примечательных лачуг, в первые годы существования Одессы были построены лишь казенные здания, казармы и дома для переселенцев "с удобствами по восточному обычаю", как отмечалось в деловых бумагах того времени, однако неизвестно, что представляли собой эти сооружения, поскольку от них не осталось никаких следов. Но мало-помалу стали появляться ценные в архитектурном отношении здания.

Дошло до наших дней первое монументальное сооружение Одессы. Это построенная по проекту петербургского архитектора Ж. Тома де Томона городская больница. Это классическое, суровое двухэтажное здание стоит в начале улицы Пастера.

Центральный корпус возведен в 1806-1807 годах, а в 1821 здание было достроено архитектором Д. Фраполли. Четко выверенное соответствие пропорций и разграничений, аскетический отказ архитектора от какого бы то ни было украшения, верность античным образцам – все это выдвигает вроде бы и небольшое по объему сооружение в ряд выдающихся творений архитектуры. Здесь работали знаменитые врачи Н.И. Пирогов и Н.В. Склифосовский.

К тому же времени относится и здание дворца польского магната С. Потоцкого (в настоящее время Одесский художественный музей). До сегодняшнего дня остается загадкой имя архитектора дворца.

Здание было типичной дворянской усадьбой конца ХVІІІ - начала ХІХ в. Корпус в два этажа, по традициям усадебной архитекторы был удален от улицы в глубину участка. Из массива здания будто бы выплывает прекрасно выполненный шестиколонный портик.

Внутренние помещения дворца мало чем изменились со времени владения им семьей Потоцких. Как и в давние времена, имеют они анфиладное планирование. Парадные залы с изысканной отделкой находятся на первом этаже.

Пышностью и блеском сверкает центральный зал с его паркетным полом и большим количеством растительного орнамента на потолке, который то сплетает сложные узоры гирлянд, то сворачивается в круглые венки. Ступени, которые вели в жилые покои второго этажа, будто бы спряталась в углу здания. Романтическим и загадочным является подземный грот под дворцом, тайны которого разгадывают и в настоящее время.

Первые шаги местного строительства тесно связаны с деятельностью итальянского архитектора Ф. Фраполли, который поселился в Одессе в 1804 году. В 1809 году он завершил строительство двух прекрасных сооружений в классическом стиле – Преображенского Собора и городского театра (по проекту архитектора Ж. Тома де Томона). Здание первого городского театра положило начало большим сооружениям в классическом стиле. Эти архитектурные шедевры, к большому сожалению, не сохранились.


О том, как выглядели дома торговцев, ремесленников, мещан, мы тоже можем узнать и сегодня. Старые дома Одессы можно найти в Красном переулке. Вот, скажем, дом под номером 6 который, очевидно, был построен под влиянием архитектуры старого Крыма: лоджии балконов опоясывают здание по всей длине фасада. И в этом же переулке такие же старые дома под номерами 18-24 – несут отпечаток классических приемов.

Один из самых старых домов Одессы, который принадлежал архитектору Л.Ц. Отону и был построен в 1810 году по его проекту находится на улице Гоголя, 8.

В 20-х годах ХІХ в. заметно увеличилось строительство доходных домов. Немало доходных домов отличалось выразительным внешним видом. Среди них можно отметить дом по улице Пушкинской, 13 построенный в 1821 году и ценный еще и как место пребывания А.С. Пушкина когда он жил в Одессе (1823 – 1824 г.г.). На то время это был обычный доходный дом, который принадлежал известному в городе негоцианту, бывшему французскому консулу, Шарлю Сикарду (Сикару). Сегодня здесь располагается Литературно-мемориальный музей А.С. Пушкина.

В 1820-х годах происходят также изменения в строительстве особняков. Они нередко сооружались в традиционной форме в глубине участка с парадным двором перед главным корпусом. Примером может быть дворец Толстого у Сабанеева моста, возведенный в 1830 году в сдержанных формах ампира.

В конце ХІХ в. крупный коллекционер живописи граф М.М. Толстой решил построить рядом с особняком специальное здание для своей картинной галереи, заказав проект известным венским архитекторам Ф. Фельнеру и Г. Гельмеру. Доступ в галерею был открыт только с разрешения хозяина.

Нельзя не вспомнить о характерных для Одессы того периода, как города хлебной торговли, сооружениях, которые предназначались для хранения зерна – так называемых магазинах. Эти сооружения возводились по всему городу и отличались особенной прочностью. Много больших магазинов было построено, начиная с 1817 года, и число их увеличивалось до конца 50-х годов.

Из таких магазинов особенно выдавался своими размерами магазин купца первой гильдии К. Папудова, построенный в 1843-1846 г.г. занимавший целый квартал на Соборной площади. Со временем магазин был перестроен под жилые помещения, как и большинство других хлебных магазинов, которые находились в центральной части города.

С красавицей Ариадной Папудовой, которая жила в этом доме, связана романтическая история, произошедшая в Париже с одним из членов семьи Ротшильдов. Покоренный ее красотой, миллионер подарил одесситке дворец в Париже из которого в Одессу попали и были установлены в доме уникальные резные двери (впоследствии двери были возвращены в Париж).

"Империя Папудовых" состояла из абсолютно не похожих ни функционально, ни даже по внешнему виду зданий. В нее входили как величественный барский особняк - со стороны Соборной площади и приличные магазины, обращенные к улице Преображенской, так и обычный доходный дом - со стороны Полицейской площади.

Это обуславливало и "разношерстность" постояльцев и арендаторов. Если в высоких парадных залах "барского особняка" собирался весь бомонд, светские львы и львицы (здесь устраивались балы, на которых танцевали по 120 пар!), то буквально через стену, в доходном доме, ютились конторщики и счетоводы, младшие приказчики и подобная этой публика.

Кстати, несколько февральских дней 1919 года прожила здесь и звезда немого кинематографа Вера Холодная. К сожалению часть дома Папудова в которой так не долго находилась актриса не сохранилась до наших дней.

Бывший магазин Сабанского, здание которого сохранилось до сих пор, впоследствии был приспособлен под военные казармы. Здание это было построено в 1827 году для польского помещика Сабанского, как склад для зерна. В 1831 году имущество Сабанского – участника польского восстания – было конфисковано и передано военному ведомству. За сооружением закрепилось новое назначение и название - Сабанские казармы.

Этот массивный дом по улице Канатной, 23 скорее похож на таинственный дворец чем на хлебный амбар. Архитектор искусно решил сложное задание - сохранить утилитарное назначение здания и в то же время не изуродовать его. Вот и поднялись на тихой улице три высоких этажа, скрыв под собой огромные подвалы – хранилища зерна.

Сооружение домов в чисто классическом стиле особенно активизировалось во времена управления краем графа М.С. Воронцова, когда пребывание в Одессе считалось весьма приятным и много зажиточных людей, особенно польская знать, строили прекрасные дома, избрав Одессу своим постоянным местожительством.

Вообще классический стиль и доминирующая в начале ХІХ века монументальность были отличительной чертой первых больших сооружений города, равно как и итальянский характер архитектуры; последний объясняется тем, что первые архитекторы и художники в Одессе были итальянцы: Фраполли, Далаква, Торричелли, Боффо, Моранди и другие.

В середине 1820-х г.г. в связи с тем, что Одесса стала уездным центром возникла потребность в новых административных зданиях. Для строительства здания Присутственных мест был отведен участок на Приморском бульваре. На полукруглой площади по проекту известного петербургского архитектора А.И. Мельникова в 1827-1830 годах были сооружены два полуциркульных здания: Присутственных мест и жилой дом. Строительство велось под руководством архитектора Ф. К. Боффо.

"Петербургская" гостиница за долгое время своего существования всегда относилась к первоклассным. В 70-х годах XVIII века гостиница перестраивается и благоустраивается, в ней уже 60 номеров, оборудованных ваннами и душами, цена которых от 1 руб. 55 коп. до 25 руб. Обслуживающий персонал говорил на четырех языках. Прекрасный вид из окон дополнял достоинства номеров "Петербургской" гостиницы.

При гостинице был первоклассный ресторан, в котором "обед из 5 блюд и кофе обходится в 1 рубль, с вином – 1 руб. 25 коп., а завтрак из одного блюда – 50 копеек". Для желающих уединения существовали отдельные кабинеты, куда обеды и ужины подавались по особому заказу.

Именно в это время, то есть с середины 20-х годов ХІХ в., начинает создаваться парадный ансамбль центральной части города, которая прилегала к морю.

Расположенный по обе стороны широкий бульвар замыкался, с одной стороны, дворцом генерал-губернатора М.С. Воронцова, а с другой - биржей. Дворец генерал-губернатора и утонченную колоннаду рядом с ним на бульваре построил в 1826-1830 г.г. архитектор Ф.К. Боффо, а роскошное здание биржи – архитектор Г.И. Торичелли.

От площади, вниз к морю, по склонам высокого берега, были построены гигантские ступени, спроектированные в 1825 г. Ф.К. Боффо, которые были построены в 1834-1841 г.г.

Неподалеку от дворца М.С. Воронцова по адресу пер. Воронцовский, 4 находится самый необычный и, можно даже сказать, мистический дом города. На первый взгляд этот дом мало чем отличается от остальных старых жилых сооружений, однако, если на него посмотреть сбоку, с определенного ракурса, то он выглядит совсем плоским, вроде бы от него осталась лишь одна фасадная стена.

Эту иллюзию очень правдоподобно создает поставленная под острым углом и как-бы спрятанная архитектором в глубь двора боковая часть здания. Дом-стена, балконы и окна которого наполнены будничной жизнью, напоминают огромную театральную декорацию. Этот дом еще называют "плоским домом", "ведьмовским домом".

В этом же переулке расположен дворец барона Масса (дом №10). Он был построен в середине ХІХ века архитектором Ф. Моранди для Аристида Масса, главы одного из первых в городе банкирских домов.

В ансамбль Приморского бульвара органически "вписался" дворец Шидловского построенный в 1830 г. архитектором Ф.К. Боффо. В соответствии с градостроительными требованиями главный корпус был вынесен на красную линию и парадный двор очутился за зданием.

В 1838 году американский путешественник Д. Стефенс так изобразил приморскую часть города с бульваром "Ограниченная с одной стороны биржей, а с другой – дворцом губернатора лежит на краю моря и имеет с одной стороны крутой склон, засаженный деревьями, кустами, цветами, между которыми поставлены статуи и бюсты, подобно дворцу Тюильри, виллы Боргезе и виллы Реколи в Неаполе. С другой стороны – длинный ряд построенных из камня гостиниц вдоль всего бульвара, фасады которых сделаны по самым последним итальянским образцам".

С ростом населения и его культуры развивалась сеть учебных заведений. В 1805 г. по инициативе А.Е. Ришелье для детей дворян были основаны два благородных института (один для мужчин, другой – для женщин), в которые принимали детей 8-10 лет.

Важным шагом на пути развития образования в крае было основание согласно Указа от 2 мая 1817 г. Ришельевского лицея. Лицей расположили в доме, где ранее находился мужской Благородный институт, парафиальное и уездное училища, вошедшие в его структуру. Здание лицея выходило главным фасадом на Екатериненскую, а боковыми – на Дерибасовскую и Ланжероновскую улицы.

В 1828 году женский Благородный институт был реорганизован в Одесский институт благородных девиц. В 1829-1833 гг. по проекту и под руководством архитектора Ф. К. Боффо за старой границей порто-франко среди обширного зеленого массива возводится здание Института. По своей композиции он напоминал дворянские усадьбы - перед главным корпусом и боковыми крыльями располагался парадный двор, защищенный от улицы металлической решеткой.

В 1857 году по проекту архитектора О.С. Шашина по улице Дворянской было построено здание Ришельевского лицея, которое впоследствии стало главным корпусом Новороссийского (Одесского) университета.

В 1898-1899 г.г. по улице Херсонской (ныне-Пастера), 25 архитектором Н. К. Толвинским возведено здание физико-химического факультета Новороссийского университета.

Рост населения города вызывал также расширение жилищного строительства. Увеличивалось строительство торговых, промышленных, административных сооружений и зданий другого назначения.

Среди выдающихся зданий общественного назначения – комплекс торговых рядов (1841-1844 г.г.), который именовался Пале-Роялем. От этого творения Г.И. Торичелли до наших дней сохранился только небольшой задумчивый сад, который, кажется, никогда не выходил за грани ХІХ века. Старинный фонтан таинственно нашептывает что-то бронзовой девушке. Неподалеку еще одна неразлучная пара – мраморные Амур и Психея, которые застыли в поцелуе уже второе столетие.

Этот романтический уголок старой Одессы с начала 40-х г.г. ХІХ в. обрамлял единственный ансамбль зданий, обращенный непрерывной аркадой фасадов к трем прилегающим улицам. Уютный внутренний сад с фонтаном, рестораны, кондитерские, кофейни и "красные лавки", а позже элитные универсальные, или, как тогда говорили, "английские" магазины быстро наполнили Пале-Рояль публикой.

Сюда шли отобедать у описанного Пушкиным Цезаря Отона в ресторан "Au petit gourmand", полакомиться настоящим аравийским кофе и пирожными в роскошной кофейне Жана-Батиста Каруты, мороженым и лучшими в городе фирменными конфетами кондитерской Адольфа Замбрини, а позже – его последователя П.Т. Печеского.

Со второй четверти ХІХ в. большого размаха приобрело строительство роскошных частных сооружений, в частности это дворец Бжозовского по улице Надежденской, в настоящее время Гоголя, 2 (арх. Ф. Гонсиоровский ), дворец адмирала Абазы на углу Греческой и Пушкинской улиц (архитектор Л. Отон) и т.д.

Особенной гордостью одесситов было новое здание городского театра (нынешний театр оперы и балета, архитекторы Ф. Фельнер, Г. Гельмер) построенного в 1887 году на месте старого театра, который был уничтожен во время пожара.

Нельзя обойти вниманием и такие две выдающиеся достопримечательности Одессы, как дом Либмана на углу улиц Преображенской и Садовой и прилегающий к нему дом Русова.

Дом Либмана – это высокое нарядное здание построил в 1887-1888 г.г. для одесского немца-негоцианта Макса Либмана одесский немец-архитектор Е.Я. Меснер. На первом этаже располагались пекарня и кафе с застекленной верандой со стороны улицы Садовой. По традициям того времени в заведении был изысканно отделанный зал и бильярдные комнаты. На протяжении многих лет кондитерская Макса Либмана - "конфетное и булочное заведение" считались лучшими в городе.

Дом Русова был построен в 1897 году крупным предпринимателем, меценатом и коллекционером А.П. Русовым. Архитекторы - В.И. Шмидт и Л.М. Чернигов. В 1908 году, после смерти А. Русова, дом выкупил фармацевт А.Е. Гаевский.

С начала ХІХ века в доме располагается наибольшая в городе аптека, которая бесперебойно работала при всех режимах, даже во время фашистской оккупации.

С конца ХХ века дом Русова находится в аварийном состоянии, а в октябре 2009 года здание серьезно пострадало во время пожара. Одесситы верят, что этот архитектурный шедевр будет сохранен для будущих поколений, ведь дом Русова и действующая в нем аптека-музей Гаевского уже давно стали визитными карточками Одессы.

Одессу строили многие талантливые архитекторы такие как: Л. Отон, Ф. Гонсиоровский, Ж. Гаюи, и Д. Кваренги, К. Даллаква, С. Ландесман, Ф. Моранди, Ю. Дмитренко. Немало выдающихся творений принадлежит Александру Иосифовичу Бернардацци.

Выходец из семьи швейцарских архитекторов, уроженец Пятигорска, он свыше полувека жил и работал в Одессе. Это им построено здание новой биржи (теперешняя Одесская филармония), банк на Пушкинской улице, много других прекрасных сооружений.

Одно из них – гостиница "Бристоль" на Пушкинской, 15 (1890-1898 г.г.). Комбинируя элементы барокко и ренессанса, архитектор создает один из наиболее ярких образцов архитектуры эклектики.

В этом ему блестяще помог Марк Молинари, который украсил "Бристоль" скульптурами. Почти все декоративные элементы барокко собраны на фасаде гостиницы: причудливые наличники, гирлянды и маскарони, скульптуры и горельефы. Это была первая 4-х этажная гостиница в Одессе.

Удачно складывалось для Одессы и то, что немало одаренных архитекторов работали в городе одновременно. Они и соревновались друг с другом, но и учились друг у друга, взаимно друг друга обогащая. Строил, скажем, Бернардацци свою "Бристоль", а в то же время на Приморском бульваре Ю. М. Дмитренко реконструировал гостиницу "Лондонскую" в результате чего Одесса пополнилась еще одним архитектурным шедевром.

А в двух шагах от "Лондонской - сооружен по чертежам Г. Торричелли Английский клуб (до пожара - Музей морского флота).

Английский (Одесский) клуб был основан в 1831 году, а здание для него возведено в 1841 году. Членами клуба были представители одесской знати. Годовой абонемент в 1911 году составлял 40 рублей, одноразовый вступительный взнос – 75 рублей. В 30-е годы ХХ в. в здании клуба размещался Музей революции, а затем – Музей морского флота.

Напротив Английского клуба, в здании классического стиля с торжественным портиком, который удерживается над входом четырьмя колоннами коринфского ордера, располагается самый старый одесский музей – Археологический.

Музей возник на основе частной коллекции археолога И.П. Бларамберга, одесского товарища А.С. Пушкина, в 1825 году. А само здание была построена архитектором Гонсиоровским в 1883 году на средства известного одесского градоначальника и мецената Г.Г. Маразли. Перед зданием музея – копия античной скульптуры "Лаокон с сыновьями" из собраний Григория Маразли (оригинал находится в Ватиканском музее).

Кстати, до наших дней сохранился дом Г.Г. Мазли по ул. Пушкинской, 4 построенный в 1856 году по проекту архитектора Людвига Отона, сына того самого "услужливого Отона" – ресторатора, удостоенного бессмертных пушкинских строк в романе "Евгений Онегин". Впоследствии это здание станет одним из многочисленных и бесценных подарков Маразли родному городу. 

Роскошными виллами и дачами утопающими в зелени застраивались прилегающие к морю районы города – Малый Фонтан, Французский бульвар и др. На Среднем Фонтане представитель бельгийской компании "Камбе", которого называли "коночным королем", открыл фешенебельное развлекательное заведение "Аркадия".

Окруженная морем и лиманами Одесса становилась важным центром отдыха и лечения. Постепенно упорядочивалась территория, прилегающая к Куяльницкому и Хаджибеевскому лиманам, где на местные средства в 80-х- в начале 90-х годов ХVІІІ в. были построены и усовершенствованы грязелечебницы. Действовали в городе и частные бальнеологические лечебные заведения.

Но все это было лишь фасадной стороной города. Существовало и задворье – рабочие окраины, околицы, улочки прилегающие к порту, где прозябала самая бедная часть населения. Подавляющее большинство трудового люда бедствовали в жалких, невероятно густонаселенных кварталах Молдаванки, Пересыпи, Слободки-Романовки, Бугаевки. Возле Куяльницкого лимана, где жили рабочие каменоломен и соляных промыслов, сохранились помещения пещерного типа, которые были выдолблены в скалах, с земляным полом.

Хотя объем строительства в Одессе в начале ХХ века был достаточно значительным (в некоторые сезоны возводилось до нескольких сот домов), быстро растущее население города страдало от жилищного голода. В этих условиях широкого размаха приобрело строительство многоквартирных доходных домов, наибольшие из которых возводились в центральных кварталах, одновременно велось строительство и так называемых "дешевых квартир" на окраинах города.

Для Одессы было характерным разнообразие архитектурных стилей. Широкое распространение получил стиль "модерн", ведущей идеей которого было "превращение полезного в красивое". Как раз в этом стиле творил одесский архитектор Г. Линецкий. Архитектор Л. Влодек был мастером "живописного" модерна. Одним из ярких примеров этого направления является гостиница "Большая Московская" (1904) на улице Дерибасовской.

Бесспорным архитектурным чудом является дом сооруженный Л. Влодеком по улице Надежденской (в настоящее время – Гоголя), 7. Этот прекрасный дом со статуями Атлантов, которые поддерживают земной шар, с лепниной, чугунным кружевом ограждений и ротондой внутри двора строился как доходный и принадлежал семье баронов Фальц-Фейн - основателям заповедника Аскания-Новая, единственного на Черном море незамерзающего порта Хорлы и пароходства.

Атланты, поддерживающие земной шар и угловой эркер дома, стали в наши дни эмблемой Всемирного клуба одесситов.

И если вы уже находитесь у "дома с Атлантами", так еще называют дом Фальц-Фейна, не забудьте прогуляться по Тещеному мосту, который был проложен уже в советские времена над Военным спуском.

Согласно городской легенды, появление этого оригинального моста связано с одним из градоначальников. Якобы ежедневно этот уважаемый чиновник ходил на обед к своей теще, спускаясь и поднимаясь по склонам Военной балки. Но наступил момент, когда ему поднадоело преодолевать спуски и подъемы. И он заказал мост. С тех пор это сооружение связывает Приморский бульвар с бульваром М. Жванецкого.

У подножия Тещиного моста открывается вид на созданный уже в новую эпоху из элементов исторического городского декора "Уголок старой Одессы" с женской статуей, чугунным грифоном, мраморным восьмигранным колодцем, ажурной беседкой и утонченным чугунным мостиком.

Со временем изменения коснулась стилевых направлений в застройке города. Складывается собственная архитектурная школа в которою вошли Ю.М. Дмитренко, Л.Ф. Прокопович, Я.М. Пономаренко, И.Ф. Яценко, Ф. Нестурх, которые привнесли в архитектуру Одессы новое виденье и новые краски.

На улице Пироговской в 1903-1904 г.г. было построено здание штаба Одесского военного округа. В 1913 г. в удивительно короткий срок (за три месяца) было осуществлено строительство главного корпуса Сергеевского артиллерийского училища (арх. В. Трепке). Построенный из кирпича, он напоминал башни московского кремля.

На углу улиц Полицейской и Польской в стиле итальянского ренессанса был построен ломбард (1904-1905 г.г., арх. В. Прохаска). Украсили город своим монументальным видом и банки.

За исключением Крестьянского банка (1913 г., арх. Ю. Дмитренко), архитектура которого напоминала памятники древнерусского зодчества, и Азово-Донского банка (1912 г., арх. О. Минкус), который был решен в формах модернизированной классики, остальные здания были выдержаны в стиле Ренессанса – Учетный банк (1906 г., арх, Ю. Дмитренко), Второе Кредитное Общество (1903 г., арх. Бернардацци), Бессарабо-Таврический банк (1902, г., арх. С. Ландесман).

В 1906 году архитектором Л.М. Черниговым было построено здание для одесского казначейства, вошедшее в историю криминальной Одессы из-за дерзкого налета на финансовое управление, которое размещалось здесь в мае 1919 года. Сюда, на автомобиле приехали элегантно одетые молодые люди, которые предложили служащим пройти в одну из комнат и спеть "Яблочко", а сами, под эту залихватскую песню, за полчаса вынесли пять миллионов рублей не пролив и капли крови.

В 1903 году на улице Херсонской, 15 (Пастера) появился театр, который принадлежал актеру и антрепренеру О.И. Сибирякову, построенный по проекту архитектора С.А. Ландесмана. На сцене театра ставили драматичные и музыкальные спектакли.

В 1913 году в театре был пожар, после которого здание перестроили по проекту М.И. Липецкого. Играли на этой сцене А.Бучма, Н. Ужвий. Долгие годы работал режиссером актер В.С. Василько, чье имя с 1995 года носит театр.

В апреле 1905 года был заложен первый камень в фундамент Одесской городской публичной библиотеки, а 19 февраля 1907 года состоялось ее торжественное открытие.

Сегодня – это Государственная научная библиотека им. М. Горького (ул. Пастера, 13), где за более чем 180 лет собрано уникальный пятимиллионный книжный фонд. Гордостью библиотеки является фонд редких изданий и рукописей, который насчитывает около 20 тысяч экземпляров. Книжный фонд библиотеки находится под охраной государства и ЮНЕСКО и занесен в мировой каталог "Музеи книги".

Новую форму приобретали торговые учреждения и рынки, которые превратились в пассажи, крытые сооружения. Так, в 1916 году на "Привозе" появился удобный для посетителей и продавцов "Фруктовый пассаж" (арх. Ф. Нестурх).

Таким образом, в начале ХХ в. в Одессе, для удовлетворения растущих потребностей торговли, образования, культуры, стали возводиться большие жилые, общественные здания, которые вместе с уже существующими сооружениями создавали свою "каменную ритмику", неповторимую архитектурную индивидуальность города. 
РАЗМЕЩЕНИЕ

Рута
В Одесі пройшла міжнародна конференція В Одесі пройшла міжнародна конференція
Представители управления туризма, рекреации и курортов Одесской ОГА приняли участие в семинаре «Туризм в Украине: на пути к совершенству и устойчивости»
Открыт первый экопарк в Одесской области Открыт первый экопарк в Одесской области
Близ села Орловка Ренийского района состоялось открытие экологического парка «Сartal»
Засідання з питань розвитку рекреаційних територій селища Затока Засідання з питань розвитку рекреаційних територій селища Затока
Відбулося перше засідання робочої групи з питань залучення інвестицій та розвитку природних курортних територій селища Затока Одеської області.